В 1986 году страна отмечала 275-летие со дня рождения М.В.Ломоносова. Журнал Академии наук СССР "Природа" почти весь 9-ый номер того года посвятил М.В.Ломоносову. Наиболее "интересными" статьями из номера, с моей точки зрения, оказались статья химика-органика и философа, председателя Совета Северо-Кавказского научного центра высшей школы, член-корр. АН СССР Ю.А.Жданова (род.1919, Ростов н/Д; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира, М.,1991, с.165), кандидата философских наук Н.К.Гаврюшина (Москва) "Храм наук" и "Книга природы" и особенно полезной статья доктора философских наук Н.Ф. Овчинникова" (Москва) "Истоки и судьба "закона" Ломоносова". Я напоминаю – 1986 год! Ю.А.Жданов "ничтоже сумняшеся" пишет: "Ломоносов страстно любил науку, был ее великим деятелем…Его гениальные дарования (тем не менее – В.С.), способности и научные идеи не могли непосредственно взойти на русской почве, поэтому его работы не оказали существенного влияния на европейскую и русскую науку его эпохи" (? – В. С.). Далее, он как бы осекаясь, заявляет: "Правда, этот вывод не может быть принят с полной категоричностью. Итальянец А.Вольта прямо ссылался на Ломоносова как автора кинетической теории тепла и критика учения о теплороде. Англичанин Х.Дэви повторил почти дословно идею Ломоносова в "Элементах химической науки" без ссылки на Ломоносова. С тех пор исследователи ссылались обычно на Дэви как на основателя молекулярно-кинетических представлений, упуская вклад русского ученого" (Жданов Ю.А. Слово о Ломоносове; // Природа, №9, М., 1986, с. 7). И так, до бесконечности. Но, с другой стороны, тот же ученый-химик Ю.А.Жданов верно заметил, то чего не хотят замечать другие ученые: "Универсальность Ломоносова действительна уникальна. Фактически она родственна духу Возрождения и в первую очередь вызывает по ассоциации образ Леонардо да Винчи. Как и у великого флорентинца, картину мира (ну, почему картину мира, а не модель мира? – ведь разговор-то идет о модели мира того и другого? – В.С.), которую рисовало воображение Ломоносова, можно в целом назвать механической…Ломоносов опирался на весь опыт механического естествознания и предпринял попытку распространить его представления на химические явления: "если кто хочет глубже постигнуть химические истины, то ему необходимо изучать механику". Следующая логическая ступень в рассуждениях Ломоносова такова: знание механики невозможно без овладения чистой математикой. Отсюда требование к химику – основательно изучать и знать математику". Ломоносов, учитывая небольшой для своего времени объем применения математики в естественных науках (гидравлике, оптике, аэрометрии, астрономии), удивительно глубоко оценил роль математических методов для успешного решения химических задач…Это в первую очередь относится к пониманию строения атома (атомов химических элементов – principiorum chimikorum М.В.Ломоносова – В.С.), природы химической связи, межмолекулярных взаимодействий…Нельзя не поражаться, - умиляется Ю.А.Жданов, - глубине прозрения Ломоносова, который писал: "Все, что есть в природе, математически и точно определенно; хотя мы иногда сомневаемся в этой точности, но наше незнание нисколько не умаляет ее" (Ломоносов М.В. ПСС, т.1, М.-Л., 1950, с.75, 149; Жданов Ю.А. Слово о Ломоносове // Природа, М., 1986, с.10, 11). Далее Ю.А.Жданов повторяет все то, что было в общем-то уже выше изложено другими. Кроме, как мне кажется, вот этого: "Ломоносову, а не кому другому, принадлежит идея химического индивидуума (то есть атомов химических элементов – В.С.). Эта идея, - пишет он, - лежит в основе понимания более сложных систем; растворов, сплавов, а также агрегатных состояний веществ" (Жданов Ю.А. Слово о Ломоносове; // Природа, М., 1986, с. 14). Что верно, то верно. Но здесь нужны доказательства. Их у Ю.А.Жданова (во всяком случае) в этой статье нет. Жаль!
Государственный строй и управление Новгорода и Пскова
Государственный строй Новгорода и Пскова отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен, как уже отмечалось, как феодальная (боярская) республика.
Управление Новгородом и Псковом строилось следующим образом: город делился на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления имели свои местные веча и выбирали ...
Устройство государственных
крестьян
Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого управления для государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство, которое, подняв ...
Вотчина по Русской Правде
Русская Правда - древнейший русский сборник законов, сформировавшийся на протяжении XI-ХII вв.
Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава ( или Древнейшая) и Правд ...