Обращу в связи с этим внимание на рассуждения отечественного исследователя Я.Г. Дорфмана (1898-1974). В своей статье "Физические воззрения Леонарда Эйлера" в 1958 году он писал: "В 1746 году (Эйлер – В.С.) высказался весьма одобрительно о кинетических работах Ломоносова, в частности о его "Размышлении о причине теплоты и холода". В этом отзыве Эйлер действительно, после многочисленных похвальных эпитетов, написал о теории Ломоносова следующую фразу: "Я совершенно уверен в справедливости его изъяснений". Однако после приведенных выше цитат, мы считаем, что этот торжественный отзыв, как и все ему подобные другие отзывы Эйлера не следует понимать чересчур буквально. Эйлер относился благожелательно к Ломоносову и, хорошо зная тогдашние порядки в Петербургской академии, в ответ на назойливые, диктуемые интригами запросы управляющего Академией Шумахера писал такие отзывы, которые должны были гарантировать Ломоносова от неприятных случайностей" (Дорфман Я.Г. Физические воззрения Леонарда Эйлера; //Леонард Эйлер, Сборник статей в честь 250-летия со дня рождения, представленных Академии наук СССР, М., 1958, с.382-383). Вот в чем оказывается причина столь благосклонного отношения со стороны Л.Эйлера, по мнению "советского" ученого Я.Г. Дорфмана к русскому исследователю М.В.Ломоносову! Пожалел, видите ли, великий русский швейцарец, живший тогда в Германии, нашего ученого, защитил его от немца Шумахера, исполнявшего должность библиотекаря в СПБ-Академии наук и по совместительству - должность ее "президента". Ну, спасибо вам, Яков Григорьевич, за столь проницательный ответ об интеллектуальности славяноросса Михаила Васильевича Ломоносова. Впрочем, мы еще встретимся с вами на страницах, правда, другой статьи, чтобы более подробно поговорить о сути настоящего дела.
Кстати сказать, Э.Винтер и А.П.Юшкевич более серьезно и оттого намного вернее подошли к оценке воззрений М.В.Ломоносова со стороны Л.Эйлера. В своей статье "О переписке Эйлера и Миллера" они пишут: "Отметим, между прочим, близость взглядов Эйлера ко взглядам Ломоносова" (Винтер Э., Юшкевич А.П. О переписке Эйлера и Миллера; //Леонард Эйлер. Сборник статей в честь 250-летия со дня рождения, М., 1958, с.472) С этим мнением вышеупомянутых исследователей я значительной степени согласен, несмотря на вот такие слова Л.Эйлера в его письме Миллеру от 5.07.1755 г. о работе М.В.Ломоносова "Размышления о причине теплоты и холода": "Все, что об этом говорится другими, нелепо или неосновательно, поэтому гипотеза (М.В.Ломоносова – В.С.), хотя бы еще далекая от того, чтобы быть достоверным объяснением, заслуживает всяческого внимания: возражения же его противников показывают частью, что они не поняли его мнения, частью же их грубое невежество, поскольку они хотят уверить читателей, будто этот вопрос уже трактуется в другом месте лучше и весьма основательно" (Винтер Э., Юшкевич А.П. О переписке Эйлера и Миллера: // Леонард Эйлер. Сборник статей в честь 250-летия со дня рождения, М., 1958, с.482). Замечу, что Л.Эйлер никогда не был сторонником атомной теории Демокрита, Гассенди и, естественно, М.В.Ломоносова.
Феодалы
Господствующий класс феодалов назывался «людьми лучшими» и делился на бояр, житьих людей, земчан и духовенство.[3]
а) Бояре.
Верхушку господствующего класса составляли бояре. Это были землевладельцы, рабовладельцы и капиталисты, которые эксплуатировали население на своих земельных, лесных и речных владениях.
Кроме того, бояре организ ...
Россия в период смуты (конец 16-начало17 вв.)
События рубежа XVI – XVII вв. получили с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце пр ...
Союз
благоденствия.
В 1818 году организовано второе тайное общество ─ Союз благоденствия, насчитывающий около 200 членов. Обществом руководила так называемая Коренная управа. В первой части её законоположений (названных по цвету переплёта «Зелёной книгой»). Излагались общие правила и цели общества, известные всей массе членов и преследовавшие цель фо ...
