Самыми трудными, самыми тяжелыми были первые годы войны – 1941-1943. Вспоминает Васюкова Н.П. «В конторе лесоучастка был установлен репродуктор, черный такой, круглый, и каждый вечер мы ходили в контору и слушали сводки Совинформбюро. И каждый вечер Левитан сообщал: «После тяжелых и кровопролитных боев наши войска оставили…». А далее шло перечисление названий крупных сел, городов, железнодорожных станций. Каждую ночь с Курихи отправлялся состав с мобилизованными мужчинами на фронт, а немец все шел и шел».
Подростков постарше отправляли на рытье окопов у Мурома и Шиморского. Немецкие самолеты уже бомбили Горький, пытались бомбить железнодорожный мост через Оку у Навашина, на Курихе и окружающих поселках ввели затемнение. Ночью стали пролетали тяжелые самолеты. Рассказывает Макарова Татьяна Сергеевна: «Слышим, ночью летят, мать велит гасить свет, а какой там свет, гасилка какая-то, погасим ее, выйдем на улицу, а они летят высоко, только огоньками светят, страшно».
«А однажды – рассказывает Васюкова Нина Петровна – прямо над Курихой низко пронесся немецкий самолет, видать прорвался, а за ним два наших. Страшно стало, я подумала, один самолет пролетел и нам страшно, а каково им там на фронте». Атмосферу страха усиливали, появившиеся в лесах дезертиры. Они появились вскоре после начала войны, резали скот, останавливали даже обозы, которые везли зерно с Дивеевского района на станцию Сарма.
Во все времена на Руси отличительной чертой русской души были доброта, человечность и милосердие. Сколько пришлось нашей многострадальной Родине пережить горя и тягот, но выжить и радоваться этой жизни помогали русская сила духа, вера и, конечно же, желание в трудные минуты прийти на помощь друг другу. Все эти качества были характерны и для жителей Курихинской округи.
Васюкова Н.П. рассказывает, что до войны рабочие, занятые на лесозаготовке, жили вместе с семьями в лесу, в бараках. Когда началась война, с бараков всех мужиков взяли на войну, и семьи с ребятишками остались там одни, а ребятишкам в школу ходить надо. На Курихе, был совсем заброшенный барак, в этот барак их и перевезли с Алванейки. Барак – это единое помещение, в котором стояли нары, печка с плитой, на которой все варили, у кого что есть. Жили в нем в основном нарышкинские семьи: Дудины, Таютины, Туваевы, Модины, заменив мужчин, женщины пошли работать в лес. Жили очень плохо, курихинские хоть картошки накопали, а у них ничего не было. У тети Груши Модиной ребятишек было трое, бабка старая и она, и никаких запасов у них не было, что в лесу заработают тем и жили.
«Я помню», - вспоминает Нина Петровна – «у нас это, был как закон. В воскресенье мама наливала молока в кринку, накладывала картошки в ведерко, капусты, и говорила: «Неси тети Груши, у них совсем есть нечего». И так поступал каждый, давали все, у кого что было».
Студенчество как
социальная прослойка
Студенчество того времени представляло собой уникальный феномен стратографического устройства общества. Студент - это больше, чем учащийся высшего учебного заведения. По сути, это особый социально-антропологический тип, отдельное состояние экзистенции[3]. Именно в этот «период поиска идентичности» человек, незашоренный системными огран ...
Вклад (Ибрая) Алтынсарина (1841-1889) в просветительство Казахстана.
Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова[66].
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин роди ...
Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каме ...