Первый номер газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня вышел в свет 21 июля 1919 г. с подзаголовком на английском языке: “Наш девиз — демократия; у нас должно быть правительство, контролируемое народом, служащее народу и заботящееся о благе народа”. Девиз газеты наглядно свидетельствовал о широком распространении в те годы среди учащейся молодежи американских буржуазно-демократических идей. Написанная Чжоу Эньлаем передовая статья “Реформа, обновление” призывала к перестройке общества и реформированию сознания. Газета сначала выходила один раз в три дня, но вскоре стала ежедневной с тиражом в 20 тыс. экземпляров. Чжоу Эньлай заказывал и собирал статьи и заметки, сам писал передовые, редактировал и вычитывал материал, правил корректуру, следил за печатанием тиража в типографии, а иногда по утрам сам продавал газету.
Газета Объединенного союза учащихся Тяньцзиня резко критиковала правительство, находившееся под контролем ань-фуистской группировки бэйянских милитаристов, за его внешнюю и внутренюю политику, в частности за введение в Шань-дуне военного положения и подавление генералом Ма Ляном патриотического движения в этой провинции. Газета разоблачала подкуп бэйянскими милитаристами органов китайской печати, выступала организатором массовых демонстраций против произвола властей, в защиту патриотического движения. В августе 1919 г. была создана Ассоциация газет и журналов различных учебных заведений Тяньцзиня, и Чжоу Эньлай единодушно был избран ее председателем.
По призыву Объединенного союза учащихся был организован марш протеста из Тяньцзиня в Пекин в поддержку требования об отставке и наказании генерала Ма Ляна. Коща 28 августа группа петиционеров была жестоко избита и арестована пекинской жандармерией, Чжоу Эньлай с оставшимися на свободе лидерами союза организовал массовую манифестацию у президентского дворца в Пекине. В ней участвовало от 2 до 4 тыс. человек, которых горячо поддерживало население столицы. Она длилась три дня и окончилась лишь после освобождения арестованных, в числе которых был и Ма Цзюнь.
Окрыленный успехом, Чжоу Эньлай и его ближайшее окружение решили создать в Тяньцзине из числа наиболее преданных движению членов Ассоциации учащихся и Патриотической ассоциации женщин глубоко законспирированный кружок для совместного изучения обстановки в стране и подготовки нового подъема, или, как тогда говорили, “нового прибоя” патриотичес-.кого движения.
Такой кружок, названный его участниками Обществом пробуждения сознания (“Цзюэ у шэ”) был вскоре организован. На учредительном собрании 16 сентября 1919 г. (присутствовало 12 человек) основополагающими принципами его деятельности были провозглашены “обновление” и “реформы”. Собравшиеся приняли решение об издании своего печатного органа — периодически выпускаемого сборника статей “Пробуждение сознания”, где члены кружка могли бы публиковать свои мнения по всем вопросам, волновавшим китайское общество. В сборнике намечалось также печатать материалы, содержавшие взгляды на современные проблемы известных общественных деятелей страны, знакомить читателей с новыми зарубежными идеями и течениями. Чжоу Эньлаю, выдвинутому на пост руководителя общества, было поручено подготовить проект его устава.
Ввиду усилившихся репрессий властей в отношении патриотической молодежи члены кружка решили строго соблюдать конспирацию и пользоваться псевдонимами. Чжоу Эньлай получил псевдоним “У Хао” (“Номер пятый”), впоследствии не раз использовавшийся им в его революционной публицистике.
21 сентября 1919 г. по предложению Чжоу Эньлая был приглашен один из зачинателей “движения за новую культуру”, видный участник “движения 4 мая”, известный своей приверженностью к марксизму, профессор Пекинского университета Ли Дачжао выступить перед членами кружка и дать направление их дальнейшей деятельности. Ли Дачжао одобрил решимость молодежи бороться с феодальными преградами на пути развития Китая, приветствовал совместное участие в работе как юношей, так и девушек, счел полезным выпуск сборника с изложением взглядов членов общества, посоветовал внимательно изучать статьи в прогрессивных журналах “Синь циннянь” и “Шаонянь Чжунго”, систематически следить за современными научными течениями. Кружковцы провели также ряд встреч с другими видными участниками “движения за новую культуру”, преподавателями пекинских и тяньцзиньских учебных заведений, на которых обсуждались проблемы спасения Родины, различные новые общественные течения, вопросы литературы на “байхуа”, эмансипации женщин, образования рабочих и др. Среди приглашенных был русский преподаватель Пекинского университета Сергей Полевой (китайское имя Бо Ливэй), познакомивший Чжоу Эньлая и его друзей с историей революционных событий в России и политикой молодого Советского государства[8]. Чжоу Эньлай и члены Общества пробуждения сознания стали руководящим ядром патриотического движения учащейся молодежи города.
Строительство совхозов
С начала планового освоения новых земель партия и правительство взяли курс на совхозное строительство. Это было связано с острой нехваткой зерна и необходимость в кратчайшие сроки увеличить количество товарного хлеба. Кроме того они были призвана подорвать экономического влияние кулацкого хозяйства.
В специфических условиях Казахской А ...
1917 год. Нарастание революционной и активности и «мирные»
манёвры
в воюющих странах
К концу 1916 года совершенно отчётливо выявилось превосходство Антанты как в численности вооружённых сил, так и в военной технике, особенно в артиллерии, авиации и танках. В военную кампанию 1917 года Антанта на всех фронтах вступила с 425 дивизиями против 331 дивизии противника. Одна ...
Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее
яркий эпизод из стории Нерчинской
политической каторги
Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее яркий эпизод из истории Нерчинской политической каторги. Это были участники восстаний на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине в декабре 1825 г., а также примыкавшие к ним по политическим взглядам члены тайных обществ. Они выступали против крепостного права— ...