Арабы создали высокоразвитую устную поэзию и устные предания, которые получили название «Дни арабов». Доисламская поэзия отражала весь быт, социальные связи, обычаи различных племен. Поэты рассказывали о битвах, племенных собраниях, традиционных играх, отражали нормы общественной морали. И поэзия, и «Дни арабов» отражают исторические представления того времени, представления о прошлом и настоящем. Рассказчики и поэты, описывая события, пытались установить причинные связи между ними. Например, один из выдающихся поэтов Зухейр ибн-Аби Сульма (530—627) основную причину падения былого могущества племен видел во взаимной вражде и всем своим творчеством стремился способствовать примирению племен, страстно осуждал межплеменные войны.
Набигу аз-Зубийани (535—604) считают одним из основоположников политической лирики. Он сочинил несколько касыд, содержащих наставления соплеменникам и союзникам. В них он призывал племена оставить раздоры, сохранить верность союзу и общими усилиями сопротивляться врагам. Проблема войны и мира занимала важное место в творчестве арабских поэтов, среди которых практически не было певцов войны. Несмотря на племенной патриотизм, в творчестве доисламских поэтов главное место занимала идея союзов и объединений. В то же время необходимо отметить, что вопрос о политическом лидере данного или будущего объединения стоял остро. Эту роль оспаривала знать многих племен, и поэты не могли стоять в стороне от данной проблемы.
Творчество выдающегося поэта Имруулькаиса (500—540) является замечательной летописью исторических событий того времени, она сохранила множество сведений по истории и этнографии. Он рассказал о политических событиях его эпохи, о борьбе за влияние между Персией и Византией, об истории киндитов и других арабских племен, показал многие стороны общественной жизни арабов, особенно арабской знати.
Язык доисламской поэзии был понятен жителям всего полуострова, хотя стихи создавались выходцами из различных племен. Это был язык, на котором впоследствии Мухаммед произносил свои установления и был записан Коран. Поэзия сыграла исключительную роль в формировании этнической и социально-культурной общности арабов, как кочевых, так и оседлых. Обычно при каждом крупном поэте был своеобразный рапсод, хранивший в памяти многие тысячи стихотворных строк. Однако эти стихи запоминали не только рапсоды и сочиняли не только прославленные поэты. Вообще в Аравии высоко ценился дар поэтической импровизации. По каждому важному случаю в жизни племени или отдельного человека произносились импровизированные стихи. Это было естественной реакцией арабов на то или иное событие. Иногда по поводу одного и того же события стихи слагали сразу несколько человек, иногда стихи или стихотворная фраза произносились, казалось бы, при самых безнадежных, отчаянных обстоятельствах, даже перед смертью. Женщины в стихах оплакивали смерть своих близких.
Арабы очень высоко ценили меткое слово и могли за остроумное осмеяние человека, который им не угодил, дать автору богатые дары. В истории известен случай, когда была развязана война в ответ на оскорбительное стихотворение.
Реформы 60-70-х годов XIX в. и их историческое
значение
19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и “Положение” о новом устройстве крестьян. По “Положению” крепостные крестьяне (22,6 млн. человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д. Закон исходил ...
История Франции с XI по XV века. XI век как время
объединения средневековой Франции
В период развитого и позднего феодализма Франция играла почти исключительную, приоритетную роль во всех областях европейской жизни - экономической, политической, культурной.
Созданная Карлом Великим в IX в. империя Каролингов распалась. Наступил период феодальной раздробленности. К XI в. создаются внутриполитические и внутриэкономическ ...
Башкортостан в конце ХХ-ХХ1 в
Башкиры как коренное население края, другие народы, населяющие современный Башкортостан, также прошли сложный и длительный путь исторического развития. Эпохальным событием на этом пути ярилось добровольное присоединение Башкирии к России в середине XVI в., что позволило покончить с территориальной и политической раздробленностью края и ...