Весь доисламский период истории Аравии мусульманская историография обозначила термином «джахилийя» — невежество. Эта концепция всеобщего «невежества» была воспринята рядом ученых. Однако в последние десятилетия в историографии сделано немало для определения действительного уровня культурных достижений арабов до VII в.
Для того времени арабы имели достаточно широкий географический и исторический кругозор, что обусловливалось тесными и обширными политическими, торговыми, культурными и идеологическими связями со всеми странами тогдашнего мира.
Исторические представления арабов, особенно о своем далеком прошлом и о себе, прослеживаются в первую очередь в их «генеалогии», свое происхождение они возводили к земле, камням, скалам, растительности, животным и птицам или к женщине-прародительнице. Все эти представления нашли отражение в названиях племен: «сыновья льва», «сыновья дерева», «сыновья скалы» и т. д. Первоначально у арабов не было понятия о месте своего обитания вне племен, а затем со складыванием союзов племен это понятие расширяется и, наконец, складывается представление о земном мире, который включал и сушу, и
водное пространство и названия отдаленных стран.
При характеристике развития этноисторического самосознания арабов чрезвычайно важное значение имеет упоминание в стихах доисламских поэтов территориальных границ мира, к которому они сами считали себя причастными. Эти границы постепенно расширялись до понятия страны арабов или земли народа арабов.
В миропонимании бедуинов большую роль играла судьба — рок, которая считалась источником всех бед. Один из поэтов судьбу сравнивал со слепой верблюдицей, которая не разбирает, в кого попадет и кого убьет. О загробной жизни у бедуинов-язычников не было представления, они признавали только земное существование, но верили в наличие связи между умершими и живыми через родство.
Историческая традиция доисламской Аравии была связана с поэтами, ораторами, мудрецами, судьями. Эти люди были не только носителями исторического самосознания, но именно они формировали его, восхваляя свой род, свое племя.
Однако со временем появляются устные повествования и стихи о царствовании, поступках и деятельности царей и правителей соседних государств, и эти рассказы явились самой ранней формой связного исторического повествования. Главное место в этих повествованиях занимало изложение отдельных важнейших событий в жизни рода, племени или какого-либо царства.
Наивысшим достижением арабской культуры, начиная с древности, было создание трех видов алфавитного письма в Южной, Северо-Западной и в Северной Аравии. Наиболее древние из известных нам памятников южноаравийской письменности и письменности Северо-Западной Аравии относятся ко времени до новой эры, а североаравийской, собственно арабской — к IV в. н. э. (328 г.). Процесс складывания арабской алфавитной письменности, употребляемой и ныне, был длительным и постепенным.
Примечательно то обстоятельство, что памятники южноаравийской письменности встречаются как в Центральной, так и Северной Аравии,* что свидетельствует о сравнительно широком для своего времени распространении грамотности. Каждый памятник эпиграфики рассчитан на читателя, иначе он теряет свой смысл. С другой стороны, несмотря на три различных типа письменности, в Аравии складывался язык, понятный всем племенам. Развитие письменности и общеарабского языка говорит о высоком уровне развития культуры в регионе в целом. Однако необходимо оговориться, что язык, являясь непременным компонентом любой культуры, в то же время выступает как одно из важнейших орудий культуры. О сравнительном распространении грамотности свидетельствует и тот факт, что при приближении смерти человек писал завещание сам или просил об этом людей, достойных доверия. Об уровне грамотности косвенное представление дает также обычай гадания по надписям на стрелах.
Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:
Произошел спад революционной волны в Европе.
2) Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу навязыванием Красной Армии в период советско-польской войны. Исходя из этого советское руководство вырабатывает новую модель поведен ...
Советская Россия в годы гражданской войны «военного коммунизма»
1918-1920гг.
Гражданская война (1918—1922) как наиболее острая форма социального противоборства, вооруженная борьба за власть между различными социальными группами была продолжением революционного процесса. В России она усугублялась военной интервенцией. Основные этапы войны: весна — осень 1918 г.— мятеж белочехов; первые иностранные десанты в Мурма ...
Гражданская война в России начала XVII в.
Возможность новой дестабилизации крылась и в заметном ослаблении авторитета царской власти, связанном как с неспособностью к управлению Федора Иоанновича, и делом царевича Дмитрия, погибшего при невыясненных обстоятельствах в 1591 г., так и с появлением впервые за очень длительный период выборного государя в России, что было очевидным н ...