Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценности и антиценности, в отличие, например, от индийской культуры, где господствует компромисс ценностей, их первичная неразделенность.
Впоследствии эта культурная традиция была переосмыслена в христианстве и оказала серьезное влияние на всю историю страны. В русском характере - доводить все до крайности, пытаться осуществить невозможное. В случае же неудачи этих попыток следует апатия, нежелание делать что-либо.
Отметим, что такая полярная ориентированность деятельности на бурную активность или на полный покой соответствует географическим условиям России, кратковременности сельскохозяйственных работ и долгому "мертвому сезону" зимы.
Ценностная ориентация русской культуры закрепляла нормы поведения, отвечающие задаче приспособления к естественной среде.
Способом приспособления к русской природе до конца XIX века была коллективная - родовая, общинная или семейная - деятельность, поэтому в русской культуре как высшая ценность утверждается духовный идеал коллектива, рода, общины, семьи.
С ним связаны представления о правде и ладе. В понятии "правда" сливаются представления об истине, справедливости, праве, власти; "лада" - представления о любви, доброте, семье, гармонии.
С родом, семьей связано сохранение идеала стабильности, который продолжал существовать даже в критические периоды истории. Во все времена к незнакомому человеку обращались матушка, отец, дядюшка, сынок, доченька.
Это означало включение его в круг родственных отношений - высших ценностей правды и лада. Это создавало обстановку душевной теплоты, неизвестную, скажем, западноевропейскому обществу, помогало людям выживать при трудностях и испытаниях. Взаимопомощь была незыблемой нормой народной жизни.
В круг коллективистских, родовых и семейных ценностей в России позднее включалась и высшая власть. Князь или царь был не только властителем, но прежде всего отцом. Хотя права подданных часто не были зафиксированы в законах, как это делалось на Западе, в народном сознании существовало представление об отеческом отношении царя к народу.
Царь-батюшка был воплощением правды и лада в обществе, охраняющим эти высшие ценности. Под его попечением вся страна считалась как бы большой семьей, в которой господствуют идеалы смирения, дружелюбия, откровенности, совестливости, милосердия.
Отсюда - традиционное неразличение в русской культуре государства и общества, народа. Государство рассматривалось прежде всего как "благоустройство" жизни общества. С этим же связан наивный монархизм русских.
Правде и ладу соответствовало на уровне индивидуальных ценностей понятие воли. Воля - это и простор, и свобода, и независимость, и собственное желание человека. Изначально "воля" не противопоставлялась "правде".
Напротив, когда государство становится оплотом "неправды", несправедливости, жестокости, угнетения, выбор "воли" означает возвращение к "правде". При этом ценности государственности становятся второстепенными, ибо государство перестает удовлетворять идеалам семьи.
Под лозунгом "воли" ведется борьба за перестройку жизни государства на основе ценностей народной культуры.
Но это может быть и "отстранение"от неправедной жизни, уход в леса, в монастырь для сохранения душевной чистоты. "Воля" - это правда казака и старовера.
Михаил Васильевич Ломоносов
Нет ни одной науки, которая
развивалась бы без знания феномена.
Даниил Бернулли
Ломоносов интересен нам прежде всего
как философ (перифраз).
П. Стретерн
Гений не укладывается в рамки
требований любой администрации,
будь она русской или не русской
Рюдигер Тиле
Начну я свое представление Михаила Васильевича Ломоносова с совершен ...
Соотношение сил и боевое развертывание
К началу войны противники имели следующее соотношение сил. Активная армия:
Общее количество военнообученных:
Россия
4 541 000
Япония
850 000
Соотношение
5,3:1
Россия
165 000
Япония
2 500
Соотношение
66:1
Отсюда видно, что никакой существенной угрозы ни России, ни даже силам ее н ...
Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каме ...