Идея использования заключенных на строительстве народно-хозяйственных объектов была выдвинута Н. Янсоном (тогда зам. наркома РКИ РСФСР) в его письме Сталину в 1928 году. Эту же идею позже выразил другой начальник из Гулага М.Д. Берман:
Заключенный стоит государству больше 500 рублей в год. С какой стати рабочие и крестьяне должны кормить и поить всю эту ораву .
Мы их пошлем в лагеря и скажем: "Вот вам орудия производства. Хотите есть работайте"[3]
Практически все стройки сталинских пятилеток были возведены руками заключенных, а пропаганда утверждала, что на них работают комсомольцы - добровольцы. Они были на этих стройках, но основную раб силу повсюду составляли заключенные.
Строительство канала Москва - Волга вела "трудовая армия" заключенных. Среди них были "бывшие вредители" инженер Н.И.Хрусталев, профессора О.В. Вяземский, В.Д. Журин. За строительство канала они были награждены орденами Трудового Красного Знамени, а такой же "бывший вредитель" К.А. Вернебицкий получил орден Ленина. Их выпустили на свободу. Газеты сообщали, что на этих стройках эффективно идет процесс перевоспитания заключенных. В тот же день 1 мая 1933 года досрочно освободили 12,5 тысяч заключенных - строителей, а 60 тысяч обитателей Гулага на этой стройке узнали о сокращении им сроков заключения.
Через ГУЛАГ прошли все жертвы сталинских репрессий, кроме тех, кого по приказу Сталина расстреливали сразу после суда. Это писатель
А. Солженицин и академик Д.Лихачев, конструктор королев, будущий маршал Рокосовский, певцы Русланова и В. Козин.
Своего апогея ГУЛАГ достигает в последние годы жизни Сталина. Французский историк Н. Верт пишет в своей книге:
"В конце 40 годов советская концентрационная система имела уже большую историю. Местом, где началось ее формирование, были Соловецкие острова . В конце 20 годов "население" Соловков было разбросано по стройкам железных дорог и лесоповалам Карелии, Мурманской, Архангельской и Вологодской областей. Первой большой сталинской стройкой с использованием заключенных стала прокладка Беломоро-Балтийского канала (1931 - 1933 г.г.). В тоже время было начать поэтапное строительство "Северо-восточной дороги", вдоль которой были разбросаны более или менее постоянные лагеря . Во второй половине 30 годов заключенные начали строить еще одну линию от Южного Урала к Кузбассу, Байкалу и Амуру. В тот же период по крайней мере центральная часть Казахстана и Колымы так же покрылись сетью лагерей.
Полностью изолированная Колыма - добраться туда можно было только морем - Колыма стала регионом - символом ГУЛАГА. Ее административный центр и порт приема заключенных - Магадан был построен ими самими, как и жизненно важное Магаданское шоссе, соединявшее только лагеря. Добыча золота в нечеловеческих тяжелых условиях, позднее детально описанных бывшими узниками, составляла основной вид их занятий .
.Экономическая рентабельность ГУЛАГА получила различные оценки: некоторые (А.Солженицин, С Розенфельд) подчеркивают невероятную дешевизну этой рабочей силы ; другие (Амальрик, Буковский) настаивают на широком распространении всякого рода "приписок", очень низкой производительности лагерной рабочей силы и огромных расходов на содержание многочисленного и коррумпированного лагерного персонала. Как бы то ни было "население" ГУЛАГА внесло основной вклад в освоение новых районов, ресурсы которых могли бы эксплуатироваться вольной наемной рабочей силой, как это делается в настоящее время, правда с очень большими экономическими затратами."[4]
Опричнина Ивана Грозного и ее последствия
Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск, а также бегство Андрея Курбского в Литву, вызванное ожиданием опалы. Неожиданно для всех в декабре 1564г. царь покидает Москву, забрав с собой семью, придворных и казну. Через месяц из Александровской слободы он присылает в столицу грамоту, в котор ...
Заключение.
Закончена последняя четвертая часть реферата. Работа проделана большая. Какую же роль сыграл для меня реферат? Могу не задумываясь ответить большую. Тема Сталина оказалась намного интереснее, шире, чем я предполагал ранее. Работая по данной теме, я узнал много нового и интересного. Оказалось, что многого я не знал и не предполагал.
Ста ...
Путь цивилизации
До зари египетской цивилизации Средиземное море было разделено на два больших залива длинным перешейком, соединявшим современные Тунис и Италию, проходя через острова Сицилию и Мальту. Необъятное кольцо лесов окружало море с каждой стороны, а на месте Нила была цепь обширных лагун и лесов, простиравшихся до самого моря. Европейская фаун ...