Объединение восточнославянских земель под верховенством Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением классовых отношений и возникновением раннефеодального государства. Но государства этого типа не отличаются внутренней прочностью. Дальнейшее историческое развитие неизбежно ведет к распаду таких политических объединений. Киевская Русь, хотя и оказалась долговечнее большинства аналогичных государственных объединений (например, империи Каролингов в Западной Европе), все же была обречена на переход к раздробленному состоянию.
Политическая раздробленность рассматривается как закономерный и прогрессивный этап в развитии средневекового общества, характеризующийся переходом его в стадию зрелости. Для развития хозяйственно-экономических отношений, политического устройства и социальной структуры общества нужны были другие масштабы государства и другая система власти и управления, приспособленные к интересам господствующего класса – местных князей, бояр, мелкого военно-служилого люда, духовенства.
Для обособления отдельных земель потребовался целый комплекс социально-экономических, политических, этнических и других предпосылок.
В основе социально-экономических предпосылок лежал процесс феодализации – рост феодальной земельной собственности – и складывание основных классов средневекового общества – феодалов и зависимых крестьян. Формирование крупной земельной собственности шло несколькими путями. Сначала оно происходило путем «окняжения» ранее общинных земель, которое делало живших там свободных общинников зависимыми от князя «смердами», платившими ему подати. Затем великие князья стали раздавать «окняженные» земли зависевшим от них местным князьям, боярам, монастырям в виде земельных пожалований. Из них к XII в. уже сформировались полноценные боярские вотчины - крупные наследственные земельные владения местной знати, обрабатывающиеся зависимыми крестьянами. Доходы с земельных владений составляли основной доход боярства, и поэтому оно было кровно заинтересовано не только в расширении этих владений, но и закреплении их навечно за собой и своими наследниками независимо от воли великого князя.
Стремление крупных вотчинников к хозяйственной автономии подкреплялось и их политическими устремлениями. С появлением вотчин во всех концах Руси сложился мощный слой боярства, которого уже не устраивал громоздкий и зачастую отдаленный от них политический аппарат Киевской Руси, ослабленный к тому же частыми междоусобицами великих князей. На местах нужна была своя сильная, стабильная и мобильная власть. На протяжении XII – XIII вв. повсеместно наблюдается устойчивая тенденция к созданию местных атрибутов государственной власти и управления (войско, налоги, суд и т.д.). Укрепление власти на местах и складывание самостоятельных государственных образований – главный результат политической раздробленности.
Изменения в политической истории, имевшие место в XI - XII вв., способствовали оживлению местных особенностей и различий в жизни восточного славянства, в том числе в языке, быту и т.д. Все большее этническое обособление отдельных областей Древней Руси не только не было преодолено, но и вкупе с рядом экономических и социальных факторов привело в итоге к разделению единой древнерусской народности на великороссов, украинцев и белорусов.
В XII – первой трети XIII вв. на территории Киевской Руси сложилось до полутора десятка самостоятельных княжеств. Политический строй Руси этого времени скорее напоминал федерацию независимых государственных образований, связанных лишь признанием «старшинства» великого киевского князя и некоторыми вопросами общерусской внешней политики, в первую очередь, борьбой с кочевниками.
Освобождение Остзейских
крестьян
Продолжением деятельности в прежнем направлении могло казаться и освобождение остзейских крестьян.
Еще в 1811 г. эстляндское дворянство предложило правительству освободить своих крестьян от крепостной зависимости; тогда была образована особая комиссия для выработки положения о крестьянах, выходивших на волю. В 1814 г. возобновлена была ...
Благотворительность русского купечества
Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.
Осуществлять п ...
Союз
благоденствия.
В 1818 году организовано второе тайное общество ─ Союз благоденствия, насчитывающий около 200 членов. Обществом руководила так называемая Коренная управа. В первой части её законоположений (названных по цвету переплёта «Зелёной книгой»). Излагались общие правила и цели общества, известные всей массе членов и преследовавшие цель фо ...