Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян. Но по сравнению с XV веком под развитие торговли была подведена более мощная государственная база. Более четко разделились город и деревня, хотя городские жители по-прежнему продолжали заниматься земледелием. Из неразвитости ремесла и преобладания первоначальной промышленности вытекал набор товаров для торговли: продукты земледелия, меха, сырье, первичная мануфактура, предметы роскоши и украшения. В Москву и другие города на ярмарки в сотнях возов везли хлеб, мясо, рыбу, пищевые продукты в сыром и обработанном виде. Крестьяне съезжались в город очень рано, чтобы успеть продать свой товар. Навстречу им из города двигались скупщики сельскохозяйственной продукции. Иностранцев удивляла дешевизна привозимых в Москву продуктов. Но они также замечали, что в провинции не только трудно путешествовать из-за плохих дорог, но нельзя также купить за деньги хлеб и другую еду. Главным торговым местом в Москве была красная площадь. Откуда расходились ряды: мясные, хлебные кисельные и т. д.
Торговля оживлялась не только в городах, но и на крупных ярмарках. В середине XVI века была открыта Макарьевская ярмарка, крупные ярмарки были в Холопьевом городке на Мологе, в селе Симонова монастыря на Веси-Егонской. На северо-восточной окраине страны в Лампожне и Пустоозере активно велась торговля с самоедами (ненцами) и вогулами (манси). На русском севере в XVI веке сложились несколько иные отношения, чем в центральных районах страны. Здесь также были зависимые государственные города, но в более свободных волостях складывались раннебуржуазные отношения: предпосылки первоначального накопления, образование торговых капиталов и рынка наемной силы.
В торговле при плохих дорогах большое значение имели реки (Волга, Северная Двина). Что же касается дорог, то здесь путь был особенно тяжелым. Между городами при Иване Грозном было построено 300 ямов - станций для отдыха и смены лошадей. Они были построены для казенных надобностей, движение по ним производилось довольно быстро. Но ими могли пользоваться и частные лица, имея "вид" из приказа и платя деньги. Особенно трудным для движения, опасным было юго-восточное направление. Из Астрахани в Москву купцы ехали караванами 47 дней. По дороге им встречались пустынные пространства, где люди месяцами остаются без хлеба, питаясь рыбой и дичью. Очень много было разбойников, и купцы не без основания боялись нападений.
Торговая и купеческая деятельность, как и все другие виды активной деятельности, трудно сочетались с методами феодальной централизации. Суммы государственных торговых сборов с больших торговых городов определялись наперед при любом результате деятельности. Собирали деньги в казну целовальники или откупщики, не забывая при этом себя. В Москве искусственно концентрировался самый крупный капитал, сюда насильственно переводились, как и в XV веке, самые богатые купцы (из Пскова, Смоленска, Твери и других городов). При разорении Новгорода в 1570 году, как когда-то в 1477 г., московских и новгородских купцов против их воли поменяли местами. Массовый характер приобрели подобные переселения в городах Поморья и Приуралья, районах богатейших пушных, рыбных и соляных промыслов. Это обедняло провинцию, но превращало торговых людей в "доходных слуг" московского правительства. А ведь торговое дело, как никакое другое, требовало устоявшихся партнерских отношений, доверия. Лишь немногие из предпринимателей добиваются от правительства права жить при своих промыслах и на своей земле, хотя Строгановы, например, формально числились в московских "именитых" людях. Это и предопределило их стабильное преуспеяние. Если многие поморские "сведенцы" конца XVI века, ставшие московскими торговыми людьми, в дальнейшем разоряются, то оставшиеся на местах в XVII - XVIII веках выбиваются в крупных промышленников и купцов.
При появлении более активного торгового капитала усиливается социальная дифференциация. Из общей массы торговцев выделяются высшие разряды купечества: "гости", "суконники", "корыстные купчины". По Судебнику 1550 года плата за оскорбление "гостя" составляла 50 рублей, посадника - 5, "черного" - 1 рубль. Во второй половине XVI века оформляется торговая верхушка, создается особый чин гостей, связанных с рядом привилегий и несением определенных служб, создаются две сотни: гостинная и суконная.
История пожарной охраны Ново-Николаевска
На втором десятилетии своего существования Ново-Николаевск стал играть заметную роль во всех сферах социально - экономической жизни Западной Сибири. Благодаря удачному географическому расположению город превращался в торгово-транспортный центр края. Грузооборот станции Обь к 1913 году вырос до 30 млн. пудов, что составляло 11,3% грузооб ...
Проблема реконверсии. Законы о труде
Первая проблема, которую пришлось решать сразу же после войны, - это реконверсия. Учитывая опыт 20-х годов, к ней готовились заранее. Еще в 1944 г. Конгресс принял Акт об устройстве военнослужащих, прозванный биллом о правах Джи Ай (по начальным буквам английских слов "государственное дело" - прозвище американских солдат). Акт ...
Заключение.
Битва под Курском явилась главным событием летне-осенней кампании второго периода Великой Отечественной войны.
Из 70 дивизий противника, участвовавших в этой битве, Красная Армия разгромила 30 дивизий, в том числе 7 танковых, уничтожила свыше 3500 самолётов.[42] Были созданы условия для перехода наших войск в общее наступление на больш ...