Контроль за общественной жизнью привел и к переменам в области образования. В 1828 году была проведена реформа низших и средних учебных учреждений. Образование носило сословный характер, т.е. ступени школы были оторваны друг от друга: начальные и приходские — для крестьян, уездные — для городских обывателей, для дворян — гимназии. В 1835 году увидел свет новый университетский устав, сокративший автономию высших учебных учреждений, но, с другой стороны, это время было и периодом своеобразного поощрения просвещения. Это был "золотой век" Московского университета, где действовала блестящая плеяда выдающихся профессоров г- Т.Н.Грановский, КД.Кавелин, П.Г.Редкин и другие.
Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы, университеты, печать, воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую "теорию официальной народности" ("самодержавие, православие и народность"). Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигент-ской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца XVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление, распространенное только среди "испорченной" части образованного общества. Пассивность же крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве "исконных" и "самобытных" черт народного характера. Другие народы, уверял Уваров, "не ведают покоя и слабеют от разномыслия", а Россия "крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу".
Уваровская теория, которая в те времена покоилась, казалось, на очень прочных основаниях, имела все же один крупный изъян. У нее не было перспективы. Если существующие в России порядки так хороши, если налицо полная гармония между правительством и народом, то не надо ничего изменять или совершенствовать. Все и так хорошо. Именно в таком духе истолковывал уваровские идеи Бенкендорф. "Прошедшее России было удивительно, — писал он, — ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение".
В действительности гармонии интересов не было и тогда. Наоборот, существовало много проблем, над которыми бился, но которых так и не решил покойный император. Но они, казалось, поддавались бесконечному откладыванию. И их стали отрицать или же перестали замечать. Виднейшие представители казенной науки (историки М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов и др.) прилагали все свое старание в раздувании легенд и мифов "официальной народности". Наигранный оптимизм, противопоставление "самобытной" России "растленному" Западу, восхваление существующих в России порядков, в том числе крепостничества, — все эти мотивы пронизывали писания официальных сочинителей.
Для многих здравомыслящих людей были очевидны надуманность и лицемерие казенного пустозвонства, но мало кто решался сказать об этом открыто. Поэтому такое глубокое впечатление на современников произвело "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г . в журнале "Телескоп" и принадлежавшее перу П.Я. Чаадаева, друга А.С. Пушкина и многих декабристов. С горьким негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших европейских идейных течений, об утвердившейся в стране обстановке национального самодовольства и духовного застоя. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Теория "официальной народности" на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.
Политические последствия
1. Вполне вероятно, что США уменьшат свою миротворческую деятельность, помощь "молодим демократиям", противодействие диктаторским режимам и т.д. Это может произойти и со странами НАТО - партнерами и союзниками США, что не может не сказаться на Украине, которая рассчитывает на американскую поддержку в процессе своей интеграции ...
Дальний Восток в 1906-1917 гг.
Рассмотрим теперь последний, наиболее интенсивный период в заселении и хозяйственном освоении Приамурья и Приморья накануне Великой Октябрьской социалистической революции — с 1906 по 1917 г. Необходимость освещения этого периода в отдельной главе объясняется целым рядом специфических особенностей. Как известно, период с 1906 по 1917 г. ...
Горацио Нельсон
Горацио Нельсон родился 27 сентября 1758 в семье приходского священника. После нескольких лет учебы в школе поступил юнгой на корабль своего дяди, капитана Мориса Саклинга, героя Семилетней войны (1771), затем ходил на торговых и военных судах в Вест- и Ост-Индию, участвовал в полярной экспедиции (1773). Блестяще сдав экзамен на чин лей ...