Николай I страшно гордился своей победой над декабристами. Между тем в военном плане она ничего не значила. А в моральном отношении Николай проиграл, ибо суровыми приговорами по делу декабристов навсегда оттолкнул от себя ту часть образованного общества, с которой они были связаны идейными, родственными и дружескими узами. Ничто так не укрепляет идеи, как бесчеловечные гонения против их сторонников.
Считая, что решить вопрос благоденствия можно лишь только сверху, Николай I образовал "Комитет 6 декабря 1826 года". В задачи комитета входила подготовка законопроектов преобразований.
В обществе, терроризированном расправой над декабристами, выискивали малейшие проявления "крамолы". Заведенные дела всячески раздувались, преподносились царю как "страшный заговор", участники которого получали непомерно тяжелые наказания.
На 1826 год приходится и превращение "Собственной его императорского величества канцелярии" в важнейший орган государственной власти и управления. Наиболее важные задачи ставились перед ее II и III отделениями. II отделение должно было заниматься кодификацией законов, а III — занималось делами высшей политики. Для решения задач оно получило в подчинение корпус жандармов и, таким образом, контроль над всеми сторонами общественной жизни. Во главе III отделения был поставлен близкий к императору граф А.Х.Бенкендорф.
Нашел заслуженное применение и талант ранее находившегося в тени М.М.Сперанского. Он был привлечен к кодификации российского законодательства и великолепно с ней справился. Им были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи", включающее все русское законодательство начиная с Соборного Уложения 1649 года, и "Свод законов", в котором были собраны действующие законы.
Однако сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Верховные инстанции утонули в море бумаг и потеряли контроль за ходом дел на местах, а это вело к волоките и злоупотреблениям.
Не забывал Николай I и о крестьянском вопросе. Для его решения было создано десять сменявших друг друга секретных комитетов. Однако итог их деятельности был незначительным, Наиболее важными мероприятиями в крестьянском вопросе можно считать реформу государственной деревни 1837 года, автором которой был П.Д.Киселев. Государственным крестьянам давалось самоуправление, упорядочивалось и управление. Было пересмотрено обложение податями и наделение землей. В 1842 году вышел указ об обязанных крестьянах. В соответствии с ним помещик получал право отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли, однако не в собственность, а в пользование. 1844 год изменил положение крестьян в западных районах России. Но это было сделано не с целью улучшения положения крестьян, а в интересах власти, стремившейся ограничить влияние местного, оппозиционно настроенного нерусского дворянства.
С проникновением в экономическую жизнь страны капиталистических отношений и постепенным размыванием сословной системы были связаны изменения и в общественном устройстве: повышены чины, дающие дворянство, а для крепнущих торгово-промышленных слоев было введено новое сословное состояние — почетное гражданство.
Социальные и организационные проблемы военных реформ 20-30-х годов ХХ века
В отечественной истории на различных этапах экономического, политического и социального развития государства неоднократно проводились коренные изменения и преобразования в военном строительстве, в сфере решения оборонных задач в целом (реформы Ивана IV в середине XVI в., Петра I в первой четверти XVIII в.; Д.А. Милютина в 60-70-х гг. XI ...
Ян Флеминг
ФЛЕМИНГ Ян Ланкастер (28 мая 1908, Лондон 12 августа 1965, там же), английский писатель. Из богатой аристократической семьи. Отец Яна, погибший в 1914 в сражении на Сомме, был другом У. Черчилля. Флеминг воспитывался в привилегированном колледже Итоне и Королевской военной академии в Сандхерсте, затем продолжил образование в университет ...
Бенджамин Бриттен(Britten)(1913-1976)
Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте - с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна - Ф.Бридж, Дж. Айрленд и А.Б ...
