Сельских жителей в ХIV-ХV вв. называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды». С XV в. их все чаще именуют «крестьяне», то есть «христиане». Они были: черносошные, жившие на государственных землях и несшие повинности в пользу великого князя – «тягло», и владельческие, сидевшие на землях феодала, платившие ему оброк и несшие барщину. Последние, в свою очередь, разделялись на светских и монастырских, старожильцев, новоприходцев, наймитов, закупов, половников, третников и т.д. В их отношении действовала норма Судебника 1497 г. о Юрьевом дне. В определенное время года сельские жители могли перейти от одного хозяина к другому, заплатив своему былому господину компенсацию – «пожилое».
Возникновение крестьянских переходов относится к концу XIII-началу XIV в. Первоначально крестьяне переходили либо из одной общины (черной волости) в другую, либо из общины в вотчину, нуждавшуюся в рабочей силе, спорадически. В XIV в. крестьянские переходы в Московской и Новгородской землях становятся уже обычным явлением, а в XV в. – четкой системой, положенной в основу взаимоотношений крестьян с землевладельцами в рамках обычного права. Переход, как правило, был приурочен к одному дню. В центральных районах это был Юрьев день осенний (26 ноября). Крестьянин имел право уходить и приходить за неделю до и неделю после него. Это время было удобным с точки зрения земледельческого календаря: закончены осенние посевные работы, но не начата еще подготовка к новому сезону.
В 1447 г. эта норма вошла в общегосударственный Судебник. Обычно считается, что данное ограничение является шагом на пути к закрепощению крестьян. Однако некоторые историки придерживаются противоположного мнения, считая, что оно более упорядочивало отношение между землевладельцами и крестьянами, а также было выгодно государству, заинтересованному в налоговой системе.
В 1580–81 гг. правительство начало всеобщую перепись земель, растянувшуюся на все 1580–90-е гг. По мнению А.А. Зимина, в связи с ней в ряде мест вводятся так называемые «заповедные годы» – временный запрет перехода крестьян от одного помещика к другому, частичная отмена Юрьева дня. Это были первые шаги по установлению в России крепостного права.
Относительно способа установления крепостного права существуют две теории: указная и безуказная. Согласно первой, около 1592 г. был принят особый закон, по которому на всей территории страны одновременно вводилось крепостное право. Юрьев день отменялся. Крестьяне должны были регистрироваться в особых книгах и лишались возможности ухода от помещиков. Вводился сыск беглых. Сторонниками указной теории являются С.М. Соловьев, В.И. Корецкий, А.А. Зимин и др.
Однако текст такого закона 1592 г. до сих пор в архивах не обнаружен. Поэтому учеными была высказана безуказная теория. Ее создатели (В.О. Ключевский, М.А. Дьяконов, Р.Г. Скрынников и др.) считают, что не существовало специального закона, после выхода которого в одно прекрасное утро все русские крестьяне проснулись крепостными. Согласно данной концепции, власти в конце ХVI – перв. пол. ХVII в. приняли ряд постановлений, все больше и больше ограничивавших свободу крестьян и в итоге приведших к становлению крепостнической системы.
В 1580-е гг. в ряде местностей учреждались заповедные лета – временный запрет перехода от одного помещика к другому. В 1597 г. появляется указ об «урочных летах» – введении 5-летнего сыска беглых крестьян. Это был еще один шаг к становлению крепостного права, хотя указ носил компромиссный характер. С одной стороны, правительство демонстрировало, что защищает интересы дворянства, вводя сыск беглых, с другой – найти на российских просторах беглеца в течении пяти лет, пользуясь системой сыска ХVI в., было делом малореальным. Государство было не заинтересовано, чтобы исправного тяглеца, обжившегося у нового хозяина более пяти лет, опять сдергивали с места. Ведь тем самым власть теряла бы его как налогоплательщика.
В первой половине ХVII в. правительство увеличило срок крестьянского сыска до 15 лет, а в 1649 г. сделало его бессрочным. Последнее решение и является точкой отсчета окончательного оформления крепостной зависимости сельских жителей от своих владельцев.
Крестьяне жили в различных типах поселений:
· села – 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;
Екатерина Джугашвили – мать вождя. Иосиф
Джугашвили.
О детских годах Джугашвили мало что известно. Сам Сталин не любил вспоминать об этом времени. Детство было беспросветно безрадостным. Екатерина и Виссарион Джугашвили бедные крестьяне, а затем горийские плебеи жили в страшной нужде. Из троих сыновей Михаил и Георгий, не прожив и года, скончались, остался лишь Сосо (Иосиф). Как писал И. ...
Общественно-политические процессы в СССР в 1945 - 1984 гг
После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Война изменила частично общественное сознание. Она приучила многих критически мыслить, инициативно действовать, брать на себя ответственность. Особенно это коснулось молодого поколения, в среде которого возникают молодежные гру ...
Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
Февральская революция сделала Россию одной из самых свободных стран. Формально перед ней открывались уже проторенные историей пути развития буржуазной демократии западноевропейского типа. Достаточно весомые предпосылки для такого варианта развития создавал блок либеральной буржуазии, возглавляемый партией кадетов, с революционно-демокра ...