· слобода – поселение крестьян, призванных на льготных условиях из других земель;
· деревня – 3–5 дворов. Название происходит от слова «дерть» – целина. Деревни обычно возникали в результате перехода крестьян на новые земли;
· починок – 1–3 двора. Термин возник от слова «почну» – начать. Это маленькое поселение на свежевозделанной земле;
· пустоши, селища, печища – запустевшие, брошенные поселения. Они различались по степени опустошенности. Земля пустошей еще вносилась в земельные переписи как пригодная для сельскохозяйственного использования, а печище считалось совсем погибшим – от него оставались только сгоревшие остовы печей.
В жизни русских сел и деревень была велика роль общины как социальной организации. Она контролировала землепользование и распределение угодий (то есть пастбищ, лугов, лесов, водопоя). Общинная верхушка выступала посредниками между крестьянами и господской администрацией, ведала распределением повинностей между односельчанами «по их силе».
Из систем земледелия продолжали существовать перелог (поле засевается несколько лет подряд, затем отдыхает, потом снова распахивается и т.д.) и пашня наездом (крестьяне находят новую территорию, распахивают, потом приезжают для сбора урожая и затем забрасывают эту землю). Однако наиболее распространенным было трехполье, которое усовершенствовали так называемым ротационным циклом (участок делился на шесть полей, в которых и происходила последовательная смена культур).
Всего сеяли около 30 разных видов растений. В сельском хозяйстве в конце ХV-ХVI вв. увеличился объем посевов гречихи и технических культур, зато уменьшилась доля пшеницы, ячменя, проса. Наиболее распространенной являлась комбинация из ржи (озимые) и овса (яровые).
В скотоводстве на одно крестьянское хозяйство в среднем приходилось: одна – две лошади и одна – две коровы. Кроме того, держали мелкий скот (овец, коз), домашнюю птицу. Из-за прожорливости свиней их разведение было развито слабо.
С крестьянского хозяйства взимались значительные налоги и повинности, которые составляли главный источник государственных доходов. Повинности делились на «государево тягло» и оброк, барщину, назначаемые помещиками. В число первых входили: посошная (крестьян набирали в своеобразные отряды «чернорабочих войны» – для уборки трупов, строительства укреплений и т.д.), ямская (предоставление подвод для государственных нужд), тамга (сбор пошлин с клеймения коней), постройная повинность, пищальные деньги, устройство рыбных прудов для государя. Владельческий оброк делился на издолье (взимался зерном, отдавался каждый четвертый или пятый сноп) и посп (всеми остальными продуктами). Также вносили денежные платежи.
В ХIV-ХV вв. платили «по силе», то есть кто сколько сможет. После составления писцовых описаний земель начали платить «по книгам». Единицей налогообложения выступали земельные площади. Они назывались на черносошных землях сохами, а во владельческих селах – вытями. Их размер различался по регионам. Барщина на Руси была развита слабо. Господские земли обрабатывали большей частью не крестьяне, а пашенные холопы.
Всего по различным повинностям крестьяне в ХV – нач. ХVI вв. отдавали 20–30% годового дохода.
Политическое развитие СССР в 30-е годы.
Политический режим, сложившийся стране в годы НЭПа, носил авторитарный характер. В реальной российской политике авторитаризм выражался в централизации власти, командном методе руководства, безусловном исполнении воли правящей компартии. Лидером, пользующимся безусловным авторитетом в партии был В. И. Ленин. Однако, в период его болезни ...
Солдат и человек
А теперь по подробнее расскажем о событиях, происходивших с августа 1937 года по март 1940. Не смотря на то, что Рокоссовский к 1937 году был уже состоявшимся боевым офицером, но внимание на себе «карающей десницы» Сталина он ощутил в полной мере. В связи с репрессиями военных кадров, его (наряду с командармом первого ранга И.П. Беловым ...
Ценностные ориентации древних славян
В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в хозяйственном смысле).
У прибалтийских славян каждое из этих проявлений судьбы имело собственного бога: Белобога, бога счастья, и Чернобога, бога несчастья. Хар ...