В III в. н. э. Римская империя была охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили о независимости почти все провинции, армия распалась, границы перестали существовать, разразилась сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия и небывалый размах преступности.
В 284 г. н. э. императором стал Диоклетиан, который провел серию реформ и смог в короткий срок, в течение 20 лет, стабилизировать империю. Начал он с того, что не стал править единолично, и назвал соправителем Максимиана, уступив ему Западную часть империи, а за собой оставив Восточную. Затем он ввел постоянную армию на основе рекрутских наборов, установил подушный налог – капитаций. Он провел территориально-административную реформу, разделив империю на 12 диоцезов во главе с викариями и на 101 провинцию во главе с ректорами. Далее, он начал эмиссию золотой монеты, учредил 12 рангов чиновников, обязал всех подданных совершать еженедельные жертвоприношения гению Императора. Эффект стабилизации был настолько значительным, что Диоклетиан был объявлен воплощением бога, было начато новое летоисчисление – эра Диоклетиана. В 395 г. н. э. империя окончательно распалась на Западную и Восточную.
В V в. н. э. упадок империи привел к походам варваров на Рим. В 410 г. н. э. Рим в первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. н. э. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. н. э. вождь герулов Одоакр в очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императора Ромула Августула, и римское государство, начало которому положил Ромул, Ромулом же и закончилось.
Причинами падения римской цивилизации стали господство рабства, имперская политика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.
Реформы 60-х годов XVIII века
Царская Россия стремилась к полному подчинению всей Речи Посполитой своему политическому влиянию и поэтому высказывалась первоначально против ее раздела, предпочитая иметь на своих западных границах слабую и зависимую Речь Посполитую, а не агрессивную Пруссию. Однако международная обстановка 60-х годов толкала Россию на союз с Пруссией ...
Педагогические идеи
Научные основы воспитания. Считал главнейшими составными алиментами познания: чувственное восприятие. Теоретические обобщения, и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию прав ...
Особенности социально-экономического развития Новгорода и Пскова
Главным фактором как экономического, так и политического развития любого государства является его географическое положение. От этого зависит не только род занятий населения государства, но и их отношения с соседями. ...