В марте 1898 г. в Минске представители четырех “Союзов борьбы”, Бунда и группы “Рабочей газеты” (всего 9 делегатов) собрались на I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). Съезд стал ступенью на пути создания революционной пролетарской партии, хотя и продолжался период раздробленности кустарничества и кружковщины,
Идейно-теоретическая и организаторская работа В. И. Ленина и его соратников сделала возможным созыв II съезда РСДРП (июль — август 1903 г.). Важнейшими документами, принятыми съездом, были Программа и Устав партии. В Программе были поставлены две коренные задачи партии — свержение самодержавия в России и установление демократической республики, борьба за победу диктатуры пролетариата. Но в демократическом лагере вместо единой РСДРП практически выступали две партии — большевики и меньшевики. Окончательное размежевание этих партий произошло в 1912 г.
На рубеже XIX—XX вв. в революционно-демократическом движении сложились два основных направления: социал-демократическое и левонародническое, которым соответствовали две группы политических партий. Большевики как представители революционной социал-демократии возглавляли демократический лагерь. Меньшевики представляли реформаторское течение социал-демократии. Социал-демократическое направление пестрело разного рода национальными образованиями, родственными меньшевикам. В
их числе: “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России” — Бунд (1897 г.), Революционная украинская партия — РУП (1900 г.), социал-демократическая партия (1887 г.), Литовская социал-демократическая партия (1896 г.), Эстонский социал-демократический рабочий союз (1905 г.).
Главной силой левонароднического направления выступила партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры, официально заявившие о себе в январе 1902 г., образовались из разрозненных организаций народнического направления на платформе демократического “крестьянского социализма”. Претендуя на титул “крестьянской”, партия эсеров по своему составу была преимущественно интеллигентской.
Много в ней было выходцев из семей капиталистов и дворян. Вошли в партию эсеров и представители крестьян и рабочих. Идейные и политические разногласия в партии, наметившиеся уже на ее I съезде (декабрь 1905 г. — январь 1906 г.), привели летом 1906 г. к расколу эсеров на три течения: а) левое — “максималисты”, б) центр — эсеры старого типа, в) правое — “народные социалисты” (энесы).
“Максималисты” предстоящую революцию предлагали признать не буржуазной, а социалистической. Требовали немедленной “социализации” не только земли, но и всех фабрик и заводов. Энесы стремились свой “социализм” приспособить к интересам зажиточной части крестьянства. Они отказались поддержать эсеровскую идею социализации земли, отреклись не только от социализма, но и от требования демократической республики. Их устраивала конституционная монархия.
Основная масса всего состава партии эсеров сгруппировалась вокруг Центра на основе программы, принятой на I съезде. В их программе говорилось, что в России противостоят друг другу две силы: с одной стороны, дворянство, буржуазия и деревенское кулачество, а с другой — пролетариат, трудовое крестьянство и интеллигенция. Одну из задач революции они видели в социализации земли, т. е. в ее передаче из частной собственности в общенародное достояние и распределение ее органами народного самоуправления на основе уравнительно-трудового принципа. Эсеры в качестве своей ближайшей цели ставили задачу агитации за созыв Учредительного собрания для ликвидации самодержавного режима и установления свободного народного правления. Проявляя склонность к революционному авантюризму, эсеры признавали тактику индивидуального террора главным методом политической борьбы. Лидерами партии стали В. М. Чернов, П. А. Аргунов, А. П. Гоц и др.
Религиозное возрождение в Италии и Испании
И Италии было, однако, и другое направление, близко подходившее к религиозной ревности людей Севера: оно ярко выразись в проповеди Савонаролы, имевшей большой успех среди той же самой Флоренции, которая была центром художественной жизни, проникнутой светским и языческим характером. Реформаторы, подобные Савонароле, не затрагивали церк ...
Послевоенные реформы
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вво ...
Государственный строй и управление Новгорода и Пскова
Государственный строй Новгорода и Пскова отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен, как уже отмечалось, как феодальная (боярская) республика.
Управление Новгородом и Псковом строилось следующим образом: город делился на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления имели свои местные веча и выбирали ...