В марте 1898 г. в Минске представители четырех “Союзов борьбы”, Бунда и группы “Рабочей газеты” (всего 9 делегатов) собрались на I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). Съезд стал ступенью на пути создания революционной пролетарской партии, хотя и продолжался период раздробленности кустарничества и кружковщины,
Идейно-теоретическая и организаторская работа В. И. Ленина и его соратников сделала возможным созыв II съезда РСДРП (июль — август 1903 г.). Важнейшими документами, принятыми съездом, были Программа и Устав партии. В Программе были поставлены две коренные задачи партии — свержение самодержавия в России и установление демократической республики, борьба за победу диктатуры пролетариата. Но в демократическом лагере вместо единой РСДРП практически выступали две партии — большевики и меньшевики. Окончательное размежевание этих партий произошло в 1912 г.
На рубеже XIX—XX вв. в революционно-демократическом движении сложились два основных направления: социал-демократическое и левонародническое, которым соответствовали две группы политических партий. Большевики как представители революционной социал-демократии возглавляли демократический лагерь. Меньшевики представляли реформаторское течение социал-демократии. Социал-демократическое направление пестрело разного рода национальными образованиями, родственными меньшевикам. В
их числе: “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России” — Бунд (1897 г.), Революционная украинская партия — РУП (1900 г.), социал-демократическая партия (1887 г.), Литовская социал-демократическая партия (1896 г.), Эстонский социал-демократический рабочий союз (1905 г.).
Главной силой левонароднического направления выступила партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры, официально заявившие о себе в январе 1902 г., образовались из разрозненных организаций народнического направления на платформе демократического “крестьянского социализма”. Претендуя на титул “крестьянской”, партия эсеров по своему составу была преимущественно интеллигентской.
Много в ней было выходцев из семей капиталистов и дворян. Вошли в партию эсеров и представители крестьян и рабочих. Идейные и политические разногласия в партии, наметившиеся уже на ее I съезде (декабрь 1905 г. — январь 1906 г.), привели летом 1906 г. к расколу эсеров на три течения: а) левое — “максималисты”, б) центр — эсеры старого типа, в) правое — “народные социалисты” (энесы).
“Максималисты” предстоящую революцию предлагали признать не буржуазной, а социалистической. Требовали немедленной “социализации” не только земли, но и всех фабрик и заводов. Энесы стремились свой “социализм” приспособить к интересам зажиточной части крестьянства. Они отказались поддержать эсеровскую идею социализации земли, отреклись не только от социализма, но и от требования демократической республики. Их устраивала конституционная монархия.
Основная масса всего состава партии эсеров сгруппировалась вокруг Центра на основе программы, принятой на I съезде. В их программе говорилось, что в России противостоят друг другу две силы: с одной стороны, дворянство, буржуазия и деревенское кулачество, а с другой — пролетариат, трудовое крестьянство и интеллигенция. Одну из задач революции они видели в социализации земли, т. е. в ее передаче из частной собственности в общенародное достояние и распределение ее органами народного самоуправления на основе уравнительно-трудового принципа. Эсеры в качестве своей ближайшей цели ставили задачу агитации за созыв Учредительного собрания для ликвидации самодержавного режима и установления свободного народного правления. Проявляя склонность к революционному авантюризму, эсеры признавали тактику индивидуального террора главным методом политической борьбы. Лидерами партии стали В. М. Чернов, П. А. Аргунов, А. П. Гоц и др.
Интересы какого слоя, социальной группы он выражал
Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подав ...
Создание 1-го и 2-го ополчения. Освобождение Москвы
Весной 1611 г. «из разных концов земли» было сформировано первое ополчение, возглавляемое П. Ляпуновым, Д. Трубецким и И. Заруцким, с целью освобождения Москвы от поляков. Ляпунов, призывая всех воинских людей принять участие в освобождении Москвы, сулил «волю и жалование». Весной 1611г. Ополчение осадило Москву. В марте в столице вспых ...
Погребальный обряд
«Сама идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральное
место занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои и ...