С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:
Произошел спад революционной волны в Европе.
2) Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу навязыванием Красной Армии в период советско-польской войны. Исходя из этого советское руководство вырабатывает новую модель поведения страны в мире. Эта модель покоилась на двух противоречивых основаниях:
1) принципе пролетарского интернационализма. Согласно ему СССР поддерживал коммунистическое национально-освободительное движение в мире;
2) прагматической концепции — мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Она подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с западными странами.
В советской внешней политике 20-х гг. идеологические установки постепенно уступали место прагматическому курсу. В результате СССР в основном сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. Советский Союз официально признали 22 государства разных континентов. Из крупных стран исключение составляли лишь США.
К середине 20-х гг. на международной арене сложилось временное неустойчивое равновесие сил. В этих условиях в странах капитализма происходит бурный рост промышленного производства, высокими темпами проходила милитаризация экономики и наращивание армий. Продолжало упрочиваться международное положение СССР. Попытки Англии дестабилизировать в 1927—1929 гг. отношения с СССР и сколотить единый антисоветский фронт капиталистических стран окончились неудачей.
В 1929—1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Объем промышленного производства в развитых капиталистических странах сократился в среднем на 38 %, сельского хозяйства—на треть, мировой торговли — на две трети. Кризис ускорил структурную перестройку капиталистической экономики и правел к усилению вмешательства государств в экономику, общественную жизнь. Англия и Франция вышли из кризиса отчасти за счет перекачки ресурсов из колониальных стран в имперские центры. В более тяжелом положении оказались Германия и США.
В США в 1933 г. президент Ф.Д. Рузвельт (1882—1945 г.) провозгласил политику “Нового курса” — социально ориентированный, “мягкий” вариант перехода к регулируемому рыночному хозяйству. Он включал в себя принудительное картелирование промышленности, контроль государства за финансовыми операциями, льготное кредитование мелких фермеров, регулирование минимума зарплаты и продолжительности рабочего дня, организацию общественных работ для безработных в условиях сохранения и развития политической демократии. В 1933 г. правительство Рузвельта установило дипломатические отношения с
СССР.
В Германии после прихода в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером процессы этатизации (огосударствления) экономики развертывались параллельно с формированием тоталитарного фашистского режима. Лидеры Германии проводили всемерную мобилизацию внутренних накоплений для ускоренной милитаризации страны и последующей борьбы за передел мира. Это вело к ужесточению политического режима.
В условиях мирового кризиса лидерам Коминтерна казалось, что наступает новый период пролетарских революций. Поэтому главным врагом пролетариев они посчитали реформистов. Тем самым был углублен раскол рабочего движения на коммунистическое и социал-демократическое. Когда же в 1933 г. был взят курс на создание широких народных фронтов, было уже поздно — возникли два очага агрессии: фашистская Германия на Западе, милитаристская Япония на Востоке.
Экономический кризис 1929—1933 гг. ускорил подготовку новой мировой войны. Вслед за Японией вышли из Лиги Наций две другие агрессивные державы Европы — Италия и Германия, создав себе полную свободу действий в военных приготовлениях.
Ввиду возрастания военной угрозы Советский Союз в 1935 г. подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.
Происходит консолидация фашистских и милитаристских государств. В 1936 г. Германии и Япония подписали “антикоминтерновский пакт” — своеобразный военно-политический союз. Через год к нему присоединилась Италия. Реально начался процесс создания фашистского международного блока, направленный на передел мира и завоевание мирового господства.
Государственный строй и управление Новгорода и Пскова
Государственный строй Новгорода и Пскова отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен, как уже отмечалось, как феодальная (боярская) республика.
Управление Новгородом и Псковом строилось следующим образом: город делился на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления имели свои местные веча и выбирали ...
Историографические проблемы изучения екатерининских реформ
Первые опыты описания екатерининского периода русской истории и биографии императрицы и в России, и за рубежом появились уже в начале – первой половине XIX в. Сочинения российских авторов носили преимущественно апологетический характер, а иностранные и вовсе были скорее политическими памфлетами, чем научными трудами. Объемную характерис ...
Реформирование экономики Японии 1947-1970гг.
Промышленное производство в Японии к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Однако уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%.
В чем заключаются причины хозяйственных успехов Японии ?
1). Особый характер и особые условия обновления основного капитала. В ...