Осмысление политических процессов в стране возможно лишь при условии четкого представления об экономическом состоянии нашего общества к середине 80-х гг. С одной стороны, за семь десятилетий на месте бывшей полуфеодальной Российской империи была создана одна из могущественных держав мира. Только за последние четверть века семикратно увеличились производственные фонды народного хозяйства. Национальный доход вырос почти в 4 раза, промышленное производство в 5 раз, сельское хозяйство в 1,7раза. Реальные доходы населения за 25 лет увеличились в 2,6 раза.
И в экономическом соревновании с Западом были достигнуты впечатляющие успехи. Если в 1950 г. промышленное производство СССР составляло менее 30 % от уровня промышленного производства США, то в 1985 г. — уже 80 % , а в сельском хозяйстве — 85 %. Среднедушевые показатели производства стали, угля, электроэнергии, цемента в нашей стране стали такими же (или даже выше), как в США, ФРГ, Японии, Англии, Франции.
С другой стороны, сохранение основных начал административно-командной системы мешало решению главной задачи народнохозяйственного развития — общей интенсификации экономики, развертыванию НТР, переходу от индустриального к научно-индустриальному производству. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания по уровню народнохозяйственного роста, отчасти напоминающего то, какое существовало до 30-х годов. Тогда у нас преобладало доиндустриальное производство, в промышленно более развитых государствах – индустриальное. К началу 80-х годов наша экономика все еще оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, между тем как экономика развитых капиталистических стран поднялась на стадию научно-индустриальную или приблизилась к ней.
Вместо ускорения социально-экономического развития темпа прироста общественного производства в 12-й пятилетке (1986 -1990 гг.) продолжали падать и в 1989 г. достигли нулевого уровня. Наследие административно-командной системы, непоследовательность и половинчатость осуществляемых мер вызвали экономический кризис. Сокращение производства сопровождалось разрушением хозяйственных связей, растущим дефицитом бюджета, достижением критической величины платежеспособности государства, стремительным падением уровня жизни населения.
Этап развития страны я 1985—1990 гг. показал бесперспективность существующей социально-экономической системы. К осознанию необходимости перехода к рыночной модели развития общественно-политические силы пришли не сразу, а пройдя ряд этапов:
1) ускорение и перестройка на основе плановой экономики при существующей политической надстройке;
2) обновление социализма через реформы экономической и политической системы;
3) переход к “демократическому социализму” на путях становления регулируемой рыночной экономики;
4) отказ от социализма и переход к рыночной экономике западного образца.
Спад производства, ситуация в финансовой сфере, бюджетный дефицит и внутренний государственный долг, снижение платежеспособности государства на внешнеэкономическом рынке, отсутствие товаров на потребительском рынке толкали руководство страны на принятие радикальных экономических мер.
Летом 1990 г. неправительственной комиссией под руководством академика С. Шаталина и Г. Явлинского был подготовлен проект перехода к рынку за 500 дней. Под давлением консерваторов М. Горбачев отказался от поддержки этой программы. Сторонники Б. Ельцина продолжали выступать за курс радикальных экономических реформ, за возврат России в мировую систему экономики и культуры.
Августовские события 1991 г. и победа российского руководства развязали руки радикальным реформаторам. Правительство России пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике: либерализовало цены, начало приватизацию, т.е. разгосударствление собственности и т.д. Либерализация цен привела к их повышению до уровня (на отдельные товары и услуги даже превысила) мировых цен при росте средней заработной платы в значительно в меньшей степени.
Сократилось потребление у большей части населения, усилилось расслоение общества по уровню доходов. У более чем 80 % населения России сократились реальные доходы и многие из них опустились ниже черты бедности. Вследствие структурной перестройки хозяйства, разрыва хозяйственных связей и других причин нарастало снижение объемов общественного производства и к началу 1994 г. составило в среднем 50 %. Возникло недовольство значительной части населения сложившейся экономической ситуацией.
Распад СССР. Образование СНГ.
Тем временем в стране нарастали социальные проблемы: периодически возникали кризисы снабжения - чайный, сахарный, табачный и т.д. Стали нормой митинги и демонстрации. Летом 1989 года по стране прошла мощная волна забастовочного движения, особенно значительными были выступления шахтёров в Кузбассе, Донбассе, Караганде. Всё чаще наряду с ...
С чего всё это начиналось
После нескольких лет ошеломляющего роста численности организация ГПУ вдруг столкнулась с некоторыми трудностями, связанными с передышкой в реорганизации общества. В 1924-1926 годах некоторые руководители, считали, что нужно ограничить численный состав органов ГПУ, дела которого шли на убыль. В первый и единственный раз вплоть до 1953 го ...
Основные направления внешней политики России в новой геополитической
ситуации (1991-2005 гг)
Застой в экономике и общественно-политических областях оказал негативное воздействие и на советскую внешнюю политику.
Как отмечалось на XIX конференции КПСС: “Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть с ...