Обновленное правительство России с осени 1993 г., не отказываясь от курса реформ, стремится усовершенствовать некоторые методы государственного регулирования производства. Страна вновь оказалась перед выбором своего пути. Смысл его заключается в следующем: либо, преодолев тяготы и лишения переходного периода, вернуться в лоно мировой цивилизации, либо, не выдержав трудностей этого периода, попытаться возвратиться на неизвестное время назад, к тоталитарному, авторитарному режиму.
Исторический опыт российского реформаторства свидетельствует, что успех будет зависеть от того, удастся ли осуществить радикальные преобразования в минимальные сроки и предотвратить социальный взрыв в стране. Судьба реформ зависит от меняющегося соотношения сил в правящей элите, различных событий внутренней и внешней политики, особенностей национально-государственного устройства России.
А пока нет в стране четкой программы выхода из экономического кризиса. Высокий уровень инфляции привел к неуверенности и тревоге большинства населения о завтрашнем дне, падению авторитета руководства страной, свел на нет накопления населения в сберкассах Спад производства сопровождают рост безработицы и разгул преступности. Это заставляет правительство ужесточать антиинфляционную политику.
Кризисные явления в экономике не обошли стороной и Башкортостан. Составляя единое экономическое пространство с Российской Федерацией, он занимает десятое, место по объему производства промышленной и четвертое место — сельскохозяйственной продукции, седьмое — по объему основных фондов. В Башкортостане производится 25 % общероссийского объема производства нефтеаппаратуры, 44 % — кальцинированной соды, 16 % — химических средств защиты растений, более 10 % — моторных топлив.
Из-за разрыва экономических связей, взаимных неплатежей в 1992 г. объем промышленного производства в республике сократился на 9 % (по РФ — на 18,8 %). В 1993 г. спад производства (кроме продукции сельского хозяйства) продолжался.
Определенные надежды на укрепление взаимовыгодных связей со всеми регионами страны, на урегулирование отношений с центром возлагаются на Федеративный договор и Приложения к нему.
Результатом многолетнего поиска путей дальнейшего политического, экономического и социально-культурного развития Башкортостана стало принятие Верховным Советом нашей республики 11 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Оставаясь в обновленной России, Башкирия пытается по-новому строить с ней отношения, самостоятельно решать вопросы, касающиеся судьбы нашей республики.
Важными событиями стали принятие 24 декабря 1993 г. новой Конституции РБ и подписание 3 августа 1994 г. Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан, практически разрешающего многие вопросы взаимоотношений и разграничивающего предметы ведения, взаимного делегирования полномочий между сторонами.
Таким образом, начавшаяся в 1985 г. перестройка экономических отношений в стране в 1994 г. оказалась далекой от завершения. Из множества концепций перехода к рыночной экономике ни одна из них не стала государственной политикой. Трудности поиска путей и осуществления экономических преобразований со всей тяжестью, как и прежде, легли на плечи большинства населения России.
Драматические по своим последствиям события 19—21 августа 1991 г. породили разные оценки: “либерально-демократическая революция”, “криминальная революция”, “путч заговорщиков” и пр. Для более объективной исторической оценки происшедшего требуется длительное время. Но можно однозначно отметить, что вторая половина 1991 г. явилась временем коренного поворота в истории народов СССР. Объявление большинством республик себя независимыми, решение “тройки” в декабре 1991 г. о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР окончательно похоронили проект нового союзного договора.
В поиске ответов на вопрос о причинах распада СССР некоторые исследователи указывают следующие: 1) этносоциальные причины — разница в уровне развития культуры народов, в их стремлении к национально-культурной, государственной независимости;
2) экономические причины — определенная исторически обусловленная неравномерность экономического развития, объясняемая центробежными силами как неравноправность и несправедливость единых народнохозяйственных связей; 3) политические причины—неумение руководства СССР провести назревшие реформы, затянувшийся процесс демократизации, приход к власти на местах радикальных сил.
Ссуда
Кто платил за выкупаемую землю терявшим ее землевладельцам? Сами крестьяне, разумеется, не имели достаточно средств для этого, поэтому государство приняло на себя содействовать операции, выдавая крестьянам выкупную сумму в известном размере.
Очень незначительная часть крестьян могла выкупить свои наделы без помощи этой ссуды. Размер эт ...
Развитие архивного дела в эпоху Российского централизованного
государства
Создание Российского централизованного государства требовало более развитых форм государственного управления. В связи с этим происходила постепенная перестройка органов великокняжеского управления.
В конце XV — началу XVI вв. сложилась система приказов — центральных органов государственного правления, которые ведали отдельными отраслям ...
Промосковская и антимосковская партии Хлынова. Первые попытки Москвы покорить
вольную Вятку 1452 – 1456гг
Во второй половине XV века на Вятке образовались две партии: Промосковская во главе с земским воеводой Константином Юрьевым известным нам по героическому походу Сарай и антимосковская во главе с боярином Иваном … Мышкиным. Эти группировки в течении ряда лет боролись между собой за господство на Вятской земле. Есть предположение, которое ...