Во всяком случае, если греческие захватчики и передали эгейцам свой язык, они не могли передать критянам своей письменности, которой у них не было. И для нас весьма важно установить, какими именно благами культуры наделили более цивилизованные критяне пришлых греков. Эти блага были многочисленны и неоценимы.
Критяне уже издавна возделывали виноградники, оливковые деревья и сеяли злаки. Они разводили крупный рогатый и мелкий скот. Им были известны многие металлы — золото, медь и олово. Оружие они изготавливали из бронзы. Железа они не знали.
В начале ХХ века археологи раскопали на Крите остатки обширных дворцов эгейских царей. Эти дворцы представляли целый комплекс жилых помещений и множество залов, составлявших лабиринт и сосредоточенных вокруг просторного двора. Кносский лабиринт на Крите занимает площадь размерами в 150х100 метров. Этот дворец был, по меньшей мере, двухэтажным. Фресковая живопись покрывает стены приемных залов этого дворца, на стенах изображены различные животные или цветы. Хотя уровень цивилизации не измеряется в первую очередь наличием ванной комнаты и уборной, однако, не безынтересно отметить, что в Кносском дворце не было недостатка ни ванных, ни в помещениях с проточной водой.
Разрушенные греками критские дворцы - материальные свидетельства эпохи, которую археологи называют «поздний Миной II ». Эгейские племена вряд ли были воинственны. Дворцы и остатки городов не обнаруживают следов укреплений.
Заслуживает внимания тот факт, что женщина пользовалась у критян большей свободой и уважением, чем греческая женщина в V веке до н.э. Можно полагать, что на Крите женщины занимались разными ремеслами. Недавние раскопки обнаружили, что в бассейне Эгейского моря существовали в очень древние времена народы, у которых женщины занимали очень высокое положение. Некоторые из этих народов прошли через матриархат. Дети носили имя матери, и родство исчислялось по женской линии. Женщины выбирали себе последовательно по несколько мужей и управляли общиной.
Надо полагать, греки, захватывая эти области, принадлежавшие представителям критской цивилизации, между 2000 и 1500 годами до н.э., столкнулись здесь с уже цивилизованным народом. Они подпали под влияние критян, подчинились им и платили дань. Около 1400 года греки восстали и сожгли Кносский дворец. Ученые единодушно пришли к мнению, что разрушение критских дворцов приходится приблизительно на 1400 годы до н.э.
Дальнейшее развитие греческих племен, хотя и унаследовавших от эгейцев некоторых богов и часть мифов и перенявших кое-что из техники пошло самостоятельным путем. При беглом взгляде кажется, что схожесть религий прослеживается довольно четко. Например, храмы богов в эллинских городах- государствах располагались в тех же местах, что и капеллы домашних богинь в микенских дворцах. Но тот факт, что каждая из местных религий своими корнями уходила в собственную почву, предупреждает, что бесполезно искать здесь вселенческую церковь. И, тем не менее, собирая воедино разрозненные свидетельства, можно почувствовать смутные ее отголоски. Чтобы проследить какую-либо связь между этими цивилизациями, мы должны присмотреться к культурной жизни этих двух обществ и обратиться к их легендам и мифам, в которых отражены их мировоззрение и к религии, которую они исповедали. «В той степени, в какой удалось расшифровать свидетельства о древнем критском культе, мы можем сделать заключение не только о превалирующем в нем духовном содержании, но также и о чем-то таком, что роднит его последователей с верой, которая в последние два тысячелетия распространялась среди приверженцев восточных религий, таких, как иранская, христианская и исламская. Это связано с догматическим духом верующего, который далек от подлинно эллинского взгляда… Если в самых общих чертах сравнить ее с древнегреческой религией, то следует сказать, что в ней больше духовного содержания. С другой стороны, в ней больше личностного. На «кольце Нестора», где символы воскресения представлены в форме куколки и бабочки над головой богини, она явно обладает властью давать верующим жизнь после смерти. Она была очень близка к своим почитателям … Она защищала своих детей даже и после смерти… Общее заключение таково, что перед нами монотеистический культ, в котором женская форма божества играла центральную роль»[1]
Социальные и политические идеи К. Калиновского
К сожалению, Константин Калиновский оставил очень небольшое по объему литературно-публицистическое наследие, не известно ни одного теоретического труда, в котором бы белорусский лидер восстания 1863-1864 гг. прямо высказал свои социально-политические взгляды. О них можно судить по семи номерам газеты «Мужицкая правда», трех «Письмах из- ...
Участие вятчан в феодальной войне 1432-1453гг
Великий князь московский Василий II сын Василия I сел на московском столе в 1425г. И правил до 1462г.
Василий II согласно двум договорным грамотам от 11 марта 1428г. отдаёт "Вятку со слободами и всеми метами" (Собрание государственных грамот и договоров Т.1, М., 1813, с. 86-90), своему дяде Юрию Галицкому в удел. В свою очере ...
Внешняя торговля
Внешняя торговля, имея существенное значение для благосостояния государства, определяла и некоторые направления внешней политики России. К ликвидации Татарского ханства, например, побуждали и торговые интересы. Казань держала в руках Волжский путь, который вел на Восток - в Персию и Среднюю Азию, за Урал, в Сибирь. В 1552 году Казань па ...