Если мы постараемся найти исторические основания какой-либо, не существующей ныне цивилизации, то мы обнаружим в более древних слоях все те же типические признаки, что указывают на наличие у рассматриваемой нами уже исчезнувшей цивилизации исторического предшественника.
Эллинские племена, последовательными волнами заселявшие Балканы, вели кочевой образ жизни. Шатры, оружие – сначала деревянное, потом из бронзы,-- дичь и козы. Лошадь, самое быстрое из всех прирученных человеком животных, была уже одомашнена. Эти дикие племена жили главным образом охотой. Осев на полуострове, получившем название Эллады, они стали возделывать неподатливую землю. Этот народ остался до конца по преимуществу сельским, а не городским: древние греки – это крестьяне. Даже Афины во времена своего величия остаются, прежде всего, рынком для деревень Аттики. Греки выращивают злаки, разводят оливковое дерево, смоковницу и возделывают виноградники. Они очень скоро научились обменивать свое масло и вино на ткани, которые изготовляли их соседи в Азии. Затем они осмеливаются пуститься в плавание по морю и везут свои прекрасные расписные горшки с маслом и вином туземцам северного побережья Черного моря, чтобы обменять их на ячмень и пшеницу, потребность в которых все растет по мере увеличения населения во вновь возникающих городах. Специализированное сельское хозяйство, постепенно развиваясь, вытесняло первобытную охоту. Мясную пищу стала заменять вегетарианская, более соответствующая климату новой зоны поселения. Коммерческие связи развивались, достигнув очень скоро значительных размеров,-- все это увеличило благосостояние греческого народа и привело к общению с народами более древней культуры, в то время как сами греки были еще очень мало отесаны.
Но для этого грекам пришлось предпринять другое завоевание -- покорить море, что они и стали делать одновременно и робко, и смело, и неумело. В свою страну они проникли с севера сухим путем. Греческие племена так долго кочевали по степям Азии и России, охотясь и перегоняя свои стада, что даже забыли и название того обширного водного пространства, которое обозначается одним и тем же словом почти у всех им народов индоевропейской группы. Для водного пространства, именуемого на латинском и производных от него языках тare, mer и т.д., на германских языках Мегг, 8ее, &еа и море, тогjе на славянских, у греков не оказалось нужного слова — они не знали, как его назвать. Им пришлось позаимствовать название у племен, заселявших территорию, на которой они осели: пришельцы обозначили море словом Thalassa ("таласса"). Именно от этих аборигенов, гораздо более цивилизованных, чем они сами, греки научились строить корабли.
Около 2000 года до н.э. греческий народ, уже отделившийся от первоначальной общности, занимал Дунайскую низменность и стал просачиваться в земли, относящиеся к восточной части Средиземноморского бассейна, то есть на Азиатское побережье и Эгейские острова, или в собственно Грецию. Таким образом, древний греческий мир охватывал с самого момента своего возникновения оба побережья Эгейского моря. Греция Азиатская в смысле цивилизации намного опережает Грецию Европейскую.
Оседая в новых местах, греческие племена учились земледелию у народа, занимавшего до них эти области и значительно более развитого, чем они. Мы не знаем подлинного имени этого народа, который древние иногда называли пелазгами. Мы их называем критянами, потому что Крит был центром их цивилизации. Их также называют эгейцами — по имени моря, по берегам и островам которого они были расселены. У этого эгейского народа была письменность — в местах их поселений были произведены раскопки, при этом было найдено множество глиняных табличек, покрытых особыми письменами. К величайшему изумлению ученых, языком этих эгейских табличек оказался греческий, транскрибированный негреческими силлабическими обозначениями. В распоряжении историков есть несколько вариантов критского письма: иероглифическое , возникшее на рубеже III и II тысячалетий до н. э; слоговое - «линейское письмо А», использовавшееся с XVII веков до н. э., и «линейское письмо Б», известное с XV веков до н. э. Первые два письма остаются загадочными, поскольку неизвестен язык этого письма. Тексты третьего письма оказались написанными на архаическом греческом языке. Но о значении этого открытия говорить пока еще рано.
Образование.
Органической частью социальной программы Калиновского являются его идеи о воспитании. Насколько большое внимание он уделял этому вопросу видно из высказывания Б. Лимановского, который в «Истории восстания народа польского 1863 и 1864» пишет: «Образование и организацию народа считал самым важным делом».[53]
В «письмах из-под виселицы» о ...
Указ 9 ноября и II Государственная дума
О начале земельной реформы возвестил правительственный указ от 9 ноября 1906 года, принятый в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Согласно этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей землей. Они могли также продать ее. П. Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указ ...
Личность Ивана
Грозного, как человека и государственного деятеля
Личность Ивана Грозного, по оценкам разных исторических исследователей¸ была очень неоднозначна. В нем сочетались, казалось бы несовместимые черты характера: «В его характере можно обнаружить византийскую изощренность, унаследованную им от отца и бабки – Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Необузданност ...