В конце XVIII–начале XIX в. развитие словацкого народа проходило уже в достаточно определенных культурных и этнических границах в рамках Венгерского королевства, входившего в состав монархии Габсбургов. Словацкая экономика находилась в зависимости от общевенгерского уровня, а общественная жизнь от общеполитического движения венгров. Наиболее далекоидущие негативные последствия имело усиление аграрного характера экономики королевства и нарастание венгерского национализма.
На рубеже XVIII–XIX вв. на территории Словакии наметилось оживление мануфактурного производства. Появлялись кожевенные, фаянсовые, металлургические мануфактуры, но их существование не было долговечным. После наполеоновских войн с новой силой стали развиваться мануфактуры и относительно крупные фабрики. Характер их деятельности, масштабы производства зависели от внедрения паровых машин, центрами по производству которых были чешские города Брно и Витковице. До конца 40-х годов в словацких комитатах преобладали цеховое ремесло и сельские промыслы.
Промышленный переворот в Словакии, начавшийся в 40-е годы XIX в., затронул прежде всего пищевую промышленность, главным образом сахароварение, мельничное дело. Ведущей отраслью промышленности оставалось производство железа, сложившимися центрами были Спишская область и Восточная Словакия. Быстрые темпы набирала и добыча драгоценных металлов.
Преобладание аграрного характера экономики тормозило развитие городов, городского образа жизни, замедляло процесс проникновения капиталистических элементов в экономику, что сдерживало рост словацкой буржуазии и пролетариата. Отсутствие общепризнанных национальных центров вело к ослаблению воздействия факторов, объединяющих нацию. Тот факт, что Братислава располагалась на окраине словацкой этнической территории и являлась местом активной политической жизни королевства, здесь заседало Государственное собрание, в известной мере изолировало ее от национального движения.
Крупные и средние помещики составляли часть венгерского господствующего класса. Довольно многочисленный слой мелких землевладельцев, так называемых земанов, словаков по происхождению, хотя и обладал привилегиями венгерского дворянства, не утратил полностью национальных черт. Он и стал одним из источников в процессе формирования национальной интеллигенции.
Крестьянство в своей массе было малоземельным (полный крестьянский надел составлял 6 га) и безземельным. Процесс разорения крестьянских хозяйств высвобождал свободные рабочие руки, которые не могли найти применение в городах. Начался отток словацкого населения в другие регионы, затем и за границы Австрийской империи.
Словацкое национальное движение в конце XVIII–в первой половине XIX вв. переживало сложную ситуацию. С одной стороны, оно должно было противостоять растущим мадьяризаторским тенденциям, а с другой, находилось в стадии внутренней раздробленности.
Для первого этапа национального возрождения, охватывающего период от 80-х годов XVIII в. до 30-х годов XIX в., характерно преобладание просветительских идей. Внимание к школьному делу, наукам и искусству приводит к тому, что образованность распространяется на более низшие слои населения. Продолжалось строительство народных школ, шел процесс изменения содержания образования, появляются технические и профессиональные школы. Современным требованиям к образованию отвечал Трнавский университет, основанный в 1655 г., в котором появился медицинский факультет.
Убежденность просветителей в тесной взаимообусловленности глубокого исторического прошлого, развитой образованности и богатой литературы и прав на участие в политической жизни того или иного народа, стимулирует особое внимание к истории.
Интерес к прошлому у словацких просветителей привел к появлению трудов, пробуждающих патриотические чувства словаков, раскрывающих их место в Центральной Европе. В "Истории словацкого народа", вышедшей в 1780 г. на латинском языке, ее автор Ю. Папанек отстаивал мысль об автохтонности словаков. Его последователи, в свою очередь, пытались определить границы словацкой этнической территории, связать историю народа с традициями Великой Моравии. Они весьма высоко оценивали кирилло-мефодиевскую миссию в деле распространения христианства и христианской культуры. Что касается венгерского завоевания, то они отказывались признать факт полного подчинения Словакии, настаивали на восприятии их предками венгров как своих гостей. Эти взгляды постепенно проникали в литературные труды и национальное самосознание.
Культурное строительство в СССР (1921—1941 гг.)
Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны.
Впечатляют количественные показатели в области просвеще ...
Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти
Продолжая, в новом обличье, путь развития Российской государственности, Советская власть строила государство традиционного общества.
Как государство традиционного общества, Советское государство было в существенной мере идеократическим. Это значит, что сила этого государства, его здоровье и само существование в огромной степени определ ...
Развитие революции в условиях двоевластия. Борьба
большевиков за массы
После того как партия взяла курс на социалистическую революцию, главная задача состояла в том чтобы убедить массы рабочих и крестьянской бедноты, в необходимости и возможности революции. Для этого нужно было их политически просветить, организовать и сплотить, создать политическую армию социалистической революции, без чего победа революц ...