Очень важным новым пунктом, включенным на ХХII съезде партии в Устав КПСС, был пункт, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трёх сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться по меньшей мере на одну треть. Осенью 1962 года Хрущёв высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича", написанного тогда ещё не известным писателем - Солженицыным. Повесть была посвящена событиям, происходящих в сталинских лагерях.
Хрущев хотел добиться реабилитации видных деятелей партии, репрессированных в 1936-1938 гг.: Бухарина, Зиновьева, Каменева и других. Однако всего ему добиться не удалось, так как в конце 1962 г. ортодоксальные идеологи перешли в наступление, и Хрущёв вынужден был перейти к обороне. Его отступление было отмечено рядом громких эпизодов: от первого столкновения с группой художников-абстракционистов до ряда встреч руководителей партии с представителями культуры. Тогда он второй раз вынужден был публично отречься от большей части своей критики Сталина. Это было его поражением. Завершил поражение Пленум ЦК в июне 1963 г., полностью посвященный проблемам идеологии. На нем было заявлено, что мирного сосуществования идеологий не было, нет и быть не может. С этого момента книги, которые не могли быть опубликованы в открытой печати, стали ходить по рукам в машинописном варианте. Так родился "самиздат" - первый признак явления, которое позднее станет известно как диссиденство. С этих пор был обречен на исчезновение и плюрализм мнений.
Положение Хрущёва стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.
В октябре 1964 г. Хрущёв был освобожден от всех партийных и государственных постов и отправлен на пенсию в полной изоляции. Хотя это удивило весь мир, его падение было лишь финалом длительного процесса. Хрущёв так и не оправился от поражений конца 1962 - первой половины 1963 годов: карибский кризис, неудачи в сельском хозяйстве, идеологическое контрнаступление и разрыв с Китаем. Формально, в этот период, все его действия воспринимались с должной почтительностью, но молча и упорно саботировались как в центре, так и на периферии. Популярность Хрущёва во всех слоях общества резко упала.
Обвинения, которые предъявили Хрущёву, касались внутренней и внешней политики, а также его стиля руководства, который считали слишком авторитарным. Основным автором операции был Суслов, защитник государственной идеологии от нападок Хрущёва.
Н.С.Хрущёв отдыхал на Черноморском побережье в конце сентября, в то время как в Москве готовилось его устранение. Президиум ЦК собрался в его отсутствие на расширенное заседание 12 октября, чтобы решить вопрос о его смещении. Хрущёва вызвали в Москву только 13 октября, когда основные резолюции были уже приняты. Его доставили в Москву на военном самолете, привезли прямо в зал, где ещё заседал Президиум ЦК, и сообщили ему о согласованном решении освободить его от основных постов. Как и в 1957 году, в первый момент намеревались оставить его в составе ЦК на второстепенных постах. Однако отказ Н.С.Хрущёва подчиниться приговору вынудил Президиум заставить его подписать заявление об отставке.
Польша в советско-германских контактах в 1933-1935 гг..
Польский вопрос в советско-германских отношениях после
прихода нацистов к власти в Германии
30 января 1933 г. Гитлер получил пост канцлера Германии. В стране произошли внутриполитические перемены, которые кардинально повлияли на отношения между Берлином и Москвой. Инициатива изменений советско-германских отношений исходила от Гитлера. Его тактика представляла собой полный разрыв с политикой Веймарской республики. Но в результа ...
Культура доисламской Аравии
Весь доисламский период истории Аравии мусульманская историография обозначила термином «джахилийя» — невежество. Эта концепция всеобщего «невежества» была воспринята рядом ученых. Однако в последние десятилетия в историографии сделано немало для определения действительного уровня культурных достижений арабов до VII в.
Для того времени ...
Православная вера в годы войны
Как же удалось сохранить людям в те далекие суровые годы все самые лучшие человеческие качества. По убеждению Кузнецова Анна Ивановна велика роль в этом родителей, дедушек и бабушек
Исключительно напряженная обстановка была в первые годы войны, но люди не пали духом, не начали сидеть и плакать. На неокрепшие плечи мальчишек легла работ ...
