Население Гватемалы широко известно своим сильным сопротивлением ассимиляции, даже в наши дни здесь проживает больше индейцев, чем метисов и европейцев. Фундаментальный раскол между индейцами, которые продолжают следовать традиционному образу жизни и говорящими на своих языках, с одной стороны, и метисами и испанцами с другой, хорошо заметен в общественной жизни и обрядах страны. В отличие от других стран Центральной Америки, жители Гватемалы сохранили обычаи и традиции своих индейских предков в довольно большом объеме. Миллионы людей по-прежнему ходят в традиционных костюмах и вообще ведут образ жизни, мало изменившийся со времен Конкисты. Потомки майя до сих пор почитают, наряду с христианскими святыми, различных тотемических животных ("нахуаль"), причем черты этих животных часто стараются перенести в свое поведение.
Для многих индейцев христианский крест является "наследником" древнего символа майя, означавшего четыре стороны неба. Поэтому католицизм принимает порой довольно причудливые формы – традиционные индейские верования смешиваются здесь с христианскими догматами, церемонии довольно необычны, а пантеон святых щедро разбавлен местными персонажами. Например, в горах очень популярен Святой Симеон (Ри-Ла-Мон), который в местной версии является "сплавом" древнего бога леса, конкистадоров и библейского Иуды (в жертву ему приносят обычно сигары и бутылки рома). Часто мужчины посвящают год или два служению святому покровителю деревни, вступая в деревенские братства или отправляясь на послушание в монастыри. При этом христианская религия занимает крайне важное место в гватемальской жизни. Каждая деревня имеет свою церковь, в домах постоянно горят лампадки у ликов святых, а священники пользуются непререкаемым авторитетом.
Большое влияние, наряду со служителями церкви, имеют колдуны, знахари и шаманы ("брухос", "ахкунес", "захурин" или "чучкухавес"), способные, по местным поверьям, накладывать или снимать проклятия, предсказывать будущее и ходатайствовать за людей пред богами. По индейским поверьям болезни и несчастья могут быть вызваны "охое" ("злой глаз"). Поэтому особенно восприимчивые к сглазу люди (беременные женщины, дети, старики) окружаются обычно десятками амулетов и не показываются посторонним людям. Этой же цели защиты от злых сил служит традиционная индейская шляпа-котелок, которая обычно насыщается различными амулетами и освящается либо на алтаре церкви, либо у местного колдуна.
Большая часть гватемальской жизни вертится вокруг семьи. Гватемальцы говорят, что "родители – "эспехос" (зеркала): через них вы узнаете кем являетесь и чем можете стать". Дети зависят от родителей и их советов в течение всей жизни. Причем очень часто все члены семейства разных поколений живут или вместе или рядом друг с другом, и проводят вместе много времени. Любое приглашение рассматривается как приглашение для всех членов семейства, включая детей и бабушку с дедушкой. Также очень велико уважение и забота о пожилых родственниках, а крестные родители ("падриньос") считаются полноправными членами семьи. Гватемальские женщины обычно выходят замуж довольно рано и стремятся иметь много детей (часто они рожают дома, чтобы не попасть под "охое"). Причем брак допускается как церковный, так и светский.
Конец двоевластия. Июльская
демонстрация
Антинародная, империалистическая политика коалиционного буржуазного правительства вызывала все большее недовольство рабочих, солдат, крестьян. В стране с каждым днем нарастало революционное движение. Забастовки на Урале, в Донбассе, в Центрально-Промышленном районе принимали яркий политический характер. Рабочие многих предприятий на соб ...
Совет господ
Однако реальная власть в Новгороде принадлежала Совету господ[11]. Совет состоял из посадника, тысяцкого, бывших («старых») посадников и тысяцких, сотских, кончанских старост, т.е. верхушки феодалов. Возглавлял Совет новгородский архиепископ. Владыка был ключевой фигурой в управлении республикой. В его руках государственная казна. Имя в ...
Россия в период смуты (конец 16-начало17 вв.)
События рубежа XVI – XVII вв. получили с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце пр ...