Во второй половине 60-х годов возросло значение ст.3 договора безопасности, в которой говорится, что "стороны индивидуально и в сотрудничестве друг с другом посредством непрерывной эффективной самопомощи и взаимной помощи будут поддерживать и развивать в соответствии со своими конституционными положениями свои возможности оказания сопротивления вооруженному нападению".
Таким образом, эта статья договора безопасности предусматривает помощь со стороны США по укреплению японских вооруженных сил и возлагает на Японию обязанность развивать свой военный потенциал.
Военная помощь Японии со стороны США была прекращена. С этого года Япония стала закупать в США оружие и лицензии для производства различного рода вооружения на японских предприятиях. С 1965 по 1970 г. Япония закупила в США оружие и военные лицензии на сумму 445 млн. долл. .
Что касается обязательств японской стороны развивать свой военный потенциал, то они выполнялись далеко не такими темпами, на какие рассчитывал Вашингтон. На пути перевооружения Японии, особенно в первой половине 60-х годов, существовали значительные препятствия.
В первую очередь это демократические силы Японии, опирающиеся в борьбе против возрождения милитаризма на антивоенные, пацифистские чувства японского народа. Кроме того поражение Японии во второй мировой войне, укрепление мощи Советского Союза заставило многих представителей делового и политического мира Японии осознать, что путь внешней экспансии в современных условиях будет гибельным для страны. Немалую роль в их отношении к проблеме перевооружения играли и экономические соображения. Они считали, что относительно низкие военные расходы давали им возможность укрепить конкурентоспособность мирных отраслей японской экономики.
Большое значение имеет ст.9 японской конституции, с которой в определенной степени приходится считаться правящим кругам Японии и США. Еще во время переговоров с министром иностранных дел Сигимицу в 1955 г. и премьер-министром Киси в 1957 г. официальные представители Вашингтона приводили в качестве лишает гибкости ее внешнюю политику, особенно в тот период, когда в Европе пробивают себе дорогу новые веяния. Япония, подчеркивают многие представители деловых и политических верхов страны, вступила в тот период, когда она может начать подъем на новую ступень: от положения "великой экономической державы" к положению "великой политической державы", которая имеет все основания выступать в роли "третьего центра" капиталистического мира наряду с США и Западной Европой.
Премьер-министр Японии Сато в своем выступлении в пресс-клубе в Вашингтоне 22 ноября 1969 г. наметил некоторые контуры японо-американских отношений на 70-е годы. Он заявил, что после возвращения Японии о-ва Окинава положен конец эпохе послевоенного урегулирования и начинается "новый период" в истории стран Тихого океана. Для этого периода будут характерны следующие моменты.
Во-первых, Япония и США переходят от стадии "закрытых отношений", т.е. ограниченных обсуждением вопросов, возникающих между двумя странами, к стадии "открытых отношений", которые предусматривают участие Японии наряду с США в разрешении крупных международных проблем.
Во-вторых, по словам японского премьера, в 70-е годы надо ожидать обострения японо-американских противоречий. Особенно остро они будут проявляться в экономической области, что не сможет не нанести ущерб политическим связям между Японией и США.
Внешнеполитические концепции правящих кругов Японии и США, связанные с будущим характером японо-американского военно-политического союза, свидетельствуют о том, что отношения между этими двумя ведущими державами капиталистического мира вступают в сложный период, в котором временные компромиссы будут сочетаться с обострением межимпериалистических противоречий. Как отмечалось в отчетном докладе XXIV съезду КПСС, Япония наряду с США и странами Западной Европы стала одним из основных центров империалистического соперничества, где "все острее развертывается экономическая и политическая конкурентная борьба".
Общественно-политические процессы в СССР в 1945 - 1984 гг
После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Война изменила частично общественное сознание. Она приучила многих критически мыслить, инициативно действовать, брать на себя ответственность. Особенно это коснулось молодого поколения, в среде которого возникают молодежные гру ...
Сравнительная характеристика жизни и деятельности С.Ю.Витте и П.А. Столыпина. Сравнительно-биографический очерк С.Ю.Витте и П.А. Столыпина
Некоторые события в жизни могут сильно изменить или повлиять на становление характера человека и, тем самым, поменять всю судьбу. Рассмотрев биографии С. Ю.Витте и П. А. Столыпина, мы сможем выяснить, как прошло их детство, как и почему они стали политиками, что, в конце концов, привело их к смерти.
Сравнение показывает, что у С.Ю.Витт ...
Подавление славянства в Греции
После падения императрицы Феофано Афины, как и прочая Эллада, настолько сходят со сцены истории, что затруднительно даже отыскать где-либо самое упоминание этого города в сопоставлении с современными событиями. Единственно Пелопоннес, где славяне всего прочнее утвердились, давал повод византийцам по этой именно причине вмешиваться в гре ...