«Не являясь сторонником республиканского строя, я согласен только на выборы президента, но я против создания парламента». Эти идеи Чжан Бинлиня, по существу, признаны были подготовить умы к диктаторскому, антинародному режиму, который должен сменить маньчжурскую династию. Чжан Бинлинь иногда говорил даже, что его не интересует, каким будет государственный строй, лишь бы власть была возвращена китайскому народу.
Несмотря на всю ограниченность взглядов Чжан Бинлиня, его ненависть к циньской монархии, его революционная пропаганда сыграли в то время большую положительную роль.
Другом и единомышленником Чжан Бинлиня и Сунь Ятсена был Цзоу Жун(1885-1905), член "Союза студентов-патриотов", созданного Чжан Бинлинем и Цай Юаньпэем. Цзоу Жун был автором брошюры "Армия революции", вышедшей в 1903 г., в разгар движения против оккупации Маньчжурии царской Россией. Брошюра быстро получила широчайшую популярность. Аннотация и рецензия на нее были напечатаны в "Субао".
Цзоу Жун клеймил злодеяния маньчжурских захватчиков в Китае за 260 лет, но подчеркивал, что рабское положение китайского народа – результат не только чужеземного господства маньчжуров, но всего феодального общественно-политического строя, существовавшего в Китае более двух тысяч лет. Феодальной деспотии Цзоу Жун стремился противопоставить господствующую в США, Франции и других капиталистических странах буржуазную демократию. Автор прославлял "Общественный договор" Жан-Жака Руссо и "Дух законов" Шарля Монтескье за провозглашенные в них принципы свободы, равенства и братства. Цзоу Жун выдвинул лозунг "цивилизованной революции" ("вэньмин гэмин"), подчеркивая тем самым созидательные задачи революции – создание независимого республиканского демократического государства без каких бы то ни было привилегий для иностранных государств.
Политические взгляды Цзоу Жуна были непоследовательны и ограниченны, он не выдвинул требований, направленных на удовлетворение интересов основных масс китайского народа – крестьянства и других слоев трудящихся, тем не менее, брошюра его, проникнутая революционной страстью, имела огромный успех. Когда газета "Субао" была закрыта властями, Цзоу Жун был арестован. Умер в тюрьме в 1905 г.
К молодым революционерам, сыгравшим выдающуюся роль в распространении революционной идеологии, активно сотрудничавшим с Сунь Ятсеном, принадлежал также Чэнь Тяньхуа
(1865-1905). Обладая необычайным пропагандистским талантом, он оказывал влияние на молодежь своими брошюрами "Набат" (1903), "Очнитесь" (1903), написанными простым, доходчивым языком.
«Для успешного сопротивления империалистическим агрессорам, подчеркивал автор, необходимо, прежде всего, свергнуть предательское правительство цинской династии, ставшее орудием угнетения китайского народа империализмом».
Чэнь Тяньхуа,
"Набат"
В отличие от Цзоу Жуна Чэнь Тяньхуа считал, что для спасения Китая надо мобилизовать широчайшие слои народа, воспитывать народ в духе готовности жертвовать "личностью во имя общества", "настоящим во имя будущего", окружить общественным презрением трусов и капитулянтов, всех, кто "пресмыкается перед иностранцами".
Ратуя за народовластие, за демократическое обновление, Чэнь Тяньхуа считал, что путь к демократии будет подготовлен "просвещенным абсолютизмом", т. е. фактически соглашался в этом пункте с конституционалистами. Он стоял за "народную революцию", за внедрение идей революции в "социальные низы", но считал надежной опорой и ведущей силой революции "средний слой общества", то есть мелкобуржуазную интеллигенцию. Страстно призывая к борьбе против империалистов, он в то же время выступал против "варварского сопротивления" (разрушение и поджог христианских церквей, убийство миссионеров, купцов), ратовал за "культурное сопротивление", за "несотрудничество и неповиновение в рамках международного права", не подвергая опасности жизнь и имущество иностранных подданных. Чэнь Тяньхуа недооценивал значения социальных проблем. Признавая суньятсеновские принципы национализма и народовластия, он выступал против принципа "народное благоденствие", не поддерживал программного требования "равных прав на землю".
В 1905 г., когда японские власти стали преследовать китайских революционеров-эмигрантов, Чэнь Тяньхуа покончил жизнь самоубийством.
Из теоретиков, вышедших из партии Сунь Ятсена накануне революции 1911 г., можно выделить Сун Цзяожэня
(1881-1913). Он разработал тактический план революции, настаивал на том, чтобы центром восстания сделать долину Янцзы. По своим взглядам Сун Цзяожэнь был умереннее Сунь Ятсена. Он стоял за революцию типа младотурецкой, которая не всколыхнула бы глубокие социальные низы. Он высказывался против социализма, под которым, как и другие, понимал радикальное разрешение социальных проблем, в частности осуществление "земельного уравнения". По его мнению, эта задача не соответствовала объективным условиям Китая того времени.
Крестьянские повинности
и выкуп земли
За отводимый надел назначался соответственный оброк или соответственное количество барщинной работы. Высшему наделу по каждой местности соответствовал и высший размер оброка с подушного надела участка[18].
Если сельское общество получало от землевладельца надел низшей нормы, то соответственно этому уменьшался и подушный оброк.
Любопыт ...
Итоги, характер и историческое значение движения
Не на шутку обеспокоенные ростом антияпонских настроений, пекинские власти, которые готовились к заключению соглашения с Японией о Шаньдуне путем “прямых переговоров”, стали принимать решительные меры против ширившегося повсеместно бойкота японских товаров. Губернатор пров. Чжили отдал распоряжение о досрочном роспуске учащихся Тяньц ...
Князь
Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгороде и Пскове. Князья приглашались после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на Совете. Затем кандидатура рекомендовалась вечу. ...