Если буржуазно-либеральная идеология в Китае накануне новейшего периода всемирной истории терпит крах, то буржуазно-революционная идеология переживает кризис.
Первые симптомы этого кризиса возникли еще перед 1911 г., когда Чжан Бинлинь и другие представители умеренно-революционного крыла отошли от Сунь Ятсена. Некоторые, например Ван Цзинвэй
, обратились к методам индивидуального террора. Возникло течение анархизма, к которому примкнули отдельные члены Революционной лиги, жившие во Франции и в Японии. Они выступали против национальных государств, против буржуазной демократии. Эти лозунги, несмотря на крайний радикализм исходных принципов, на деле затрудняли борьбу против империализма и маньчжурской монархии.
Анархист Лю Шипэй
создал теорию возникновения классов из почтения к начальству и веры в Бога. Лю Шипэй ссылался на древнюю книгу "Чжоу ли", подтверждавшую якобы существование в прошлом общества всеобщего равенства имуществ и "уравнения труда всех людей" (впоследствии Лю Шипэй изменил революционному движению).
Радикальные демократы подвергли взгляды анархистов критике. В статье Е Сяшэна
разъяснялось, что анархисты – противники политической борьбы, противники всякого государства и законов, революционные же демократы – за политическую борьбу, за завоевание и использование государства и законов. Анархисты заявляли, что воры и бандиты не преступники, что они лишь применяют одну из форм возвращения принадлежащих им прав и имущества. Сторонники политической революции, наоборот, считают воров и грабителей врагами общества, которые должны быть наказуемы законом. У анархистов есть только план уничтожения, нет позитивного строительного плана,
«Разве без строительства может быть революция? …Методы борьбы у анархистов и революционеров также различны. Анархисты считают, что революция совершается посредством взрыва бомбы, сторонники политической революции стоят за справедливую войну народа против правительства
…Анархисты пытаются осуществить коммунизм при помощи индивидуальной морали – это утопический идеал. Вот почему я защищаю социализм».
Е Сяшэн, "Миньбао"
Статья Е Сяшэна интересна также тем, что служит одним из ярких свидетельств внимания революционных демократов Китая уже в то время к социалистическим идеям. Автор упоминал о борьбе внутри рабочего движения в капиталистических странах, образовании Международного товарищества рабочих в Лондоне, о роли Маркса, о борьбе с различными течениями внутри I Интернационала, особенно с анархизмом Бакунина.
О популярности в Китае термина "социализм", хотя лишь немногие сколько-нибудь верно понимали значение этого термина, свидетельствует попытка организовать в Шанхае в период революции Социалистическую партию, программа которой, впрочем, содержала буржуазно-демократические требования. Почетным председателем партии был избран Сунь Ятсен, фактическим лидером стал Цзян Канху
, активными деятелями были Ша Цзин
, Е Сяшэн. В 1913 г. от партии откололись радикальные элементы, создавшие Истинную социалистическую партию во главе с Ша Цзинем. Вскоре обе партии были запрещены Юань Шикаем.
В годы первой мировой войны началось идеологическое оформление нового революционно-демократического движения за "новую культуру", которому суждено было сыграть затем исключительную роль в духовной жизни Китая. Центрами этого движения были Пекин и Шанхай. Впервые одним из передовых бастионов идеологической борьбы стала столица Китая, а не только приморские города.
К движению за "новую культуру" принадлежали Ли Дачжао(1888-1927), Чэнь Дусю
Военные реформы
Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и ...
«Русское зарубежье». Центры русского
зарубежья в Западной Европе. Имена выдающихся
деятелей русского зарубежья. Историческое значение этого явления.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили ...
Характеристика источников
Источников по Карибскому кризису довольно много, вся проблема в том, что не все они доступны. По этой причине приходится обращаться к опубликованным источникам, а таковыми являются в большинстве своем мемуары непосредственных участников событий. Основной чертой такого рода источников является то, что исторические события осмысляются в н ...