Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах.
Была проведена реабилитация репрессированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы). Был ликвидирован ГУЛАГ и началось освобождение миллионов политических заключенных.
Однако деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. В июле 1957 г. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но Хрущева поддержала значительная часть обновленного ЦК, армия и КГБ. Противники Хрущева (Маленков, Каганович, Молотов, Шепилов, Булганин) были сняты со своих постов.
В новой общественно-политической атмосфере прошел XXI съезд КПСС (1959 г.), который констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял программу строительства коммунизма. Выдвинутые задачи уже тогда выглядели нереальными для страны.
В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС. Однако партийная номенклатура, быстра консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. Это было невозможно при многочисленных попытках Хрущева реформировать тоталитарную систему, создававшую угрозу благополучию и надежности положения партийно-государственной бюрократии. В результате в октябре 1964 г. Хрущев был смещен консервативными силами, а политический курс изменен в сторону укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Произошел откат к сталинизму, но без массовых репрессий. Откат означал стабилизацию системы, неизбежно ведущую к загниванию и распаду.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. (1964—1982 гг.) стал выразителем интересов партийного аппарата и связанного с ним мощного слоя хозяйственной бюрократии.
Особую роль в утверждении консервативного курса сыграли события в Чехословакии 1968 г. Даже в умеренных реформах советская партократия усмотрела угрозу тоталитарной системе и поэтому осуществила вооруженное вторжение в ЧССР.
Со свертыванием “оттепели” завершилась эпоха “коммунистического романтизма”.
Вскоре, после смены высшего партийного руководства началось закручивание “идеологических гаек”. Была выдвинута формула перманентного обострения идеологической борьбы двух систем. Проводятся акции устрашения интеллигенции, вызвавшие, однако, ответную реакцию в виде целого движения инакомыслящих. Происходит ужесточение цензуры.
В общественно-политической жизни теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но решительных шагов для их решения не предпринималось.
В политической системе партия фактически превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы имели декоративное значение. Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, выпуская бесчисленные инструкции и приказы. Он же фактически командовал и судом.
В идеологической сфере нереальная задача построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала тихо “забываться”, т.к. велик был разрыв между теорией и окружающей действительностью. Для заполнения идеологического вакуума была выдвинута концепция развитого социализма. Благодаря этой концепции коммунизм отодвигался в неопределенное будущее. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество.
Вершиной теоретических установок стала принятая в 1977 г. Конституция СССР — Конституция “развитого социализма”. В 6-й статье она закрепляла монопольное положение КПСС в политической системе.
Усилия в области идеологии сопровождались постепенным разложением общества сверху донизу. Утвердились двойная мораль и двойной стандарт жизни. Партаппарат обрастал все новыми привилегиями. Разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и номенклатуры все увеличивался. Все более иллюзорной становилась одна на основных задач — обеспечить превосходство в экономическом соревновании с капитализмом.
Первые попытки перемен в обществе связывают с именем Ю. В. Андропова (1982—1984 гг.), который после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Андропов был ярким представителем жесткой, “силовой” политики. С его приходом появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать место критике, впервые прозвучала тревога за будущее страны. Но во многом вся позитивная программа Андронова была сведена на практике к укреплению дисциплины. Именно в безответственности, недисциплинированности, расхлябанности он усмотрел корни и причину всех наших бед и трудностей. Таким образом, налицо было явное стремление добиться быстрого результата с помощью воли и твердости. За 15 месяцев пребывания Андропова у власти было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.
Деятельность японо-американского консультативного комитета
по обеспечению безопасности
На основании обмена письмами между премьер-министром Японии Киси и государственным секретарем США Гертером во время подписания договора безопасности 19 января 1960 г. было принято решение о создании японо-американского консультативного комитета по обеспечению безопасности, который должен был заменить японо-американский комитет по обеспе ...
«Русское зарубежье». Центры русского
зарубежья в Западной Европе. Имена выдающихся
деятелей русского зарубежья. Историческое значение этого явления.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили ...
Экономическая политика династии Романовых
Для экономической политики новой династии Романовых было характерно следующее: стимулирование развития хозяйства, но главным образом государственного (царского) сектора, сбор налогов в опустевшую казну, а также жесткая организация всей жизни людей для выполнения первых двух задач.
Значительное внимание уделялось первыми Романовыми разв ...