Можно бы привести немало фактов подобного рода. Их не следует рассматривать как случайные пережитки предшествующего первобытного строя, сохранившиеся в античной цивилизации. Некоторые обычаи, которые кажутся нам странным отражением дикарских представлений, на самом деле органически связаны с основами общественного строя. На их первостепенное значение указывает их двухтысячелетняя давность, их бесспорность, полное соответствие писаным законам и обычному праву; об их важности свидетельствует и их признание философами. Так как именно их упорная долговечность объясняет, во всяком случае, частично, конечное крушение греческой цивилизации.
Приведем несколько беглых примеров. Во всех греческих городах (кроме Фив) отцу семейства было предоставлено право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудиться. Во всех городах (кроме Афин) глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам. В богатых семьях этим правом пользовались широко – и тем самым спасали от дробления родовое наследство. Велик был соблазн и для бедняков расплатиться, таким образом, с должником, к тому же избавившись и от лишнего рта! Стоит ли упоминать о положении женщин, находившихся повсеместно в Греции, кроме Эолии, начиная с первых веков истории в положении, близком к рабскому. Говорить ли о рабынях!
Не станем, однако, углубляться во все это. Наша цель – дать понять, что греческий народ был совершенно таким же народом, как и всякий другой, первобытнейшим из первобытных. Его цивилизация распускалась и взращивалась на том же черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира, — в этом нет никакого чуда, но сказывается влияние некоторых благоприятных обстоятельств и тех изобретений, появление которых было вызвано повседневным трудом и нуждами самого греческого народа. Именно этот примитивный, легковерный и жестокий народ изобрел как бы в едином порыве то, что мы называем « цивилизацией».
Что же такое "цивилизация"? Для грека слово "цивилизованный" значит прирученный, обработанный, привитый. Цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов — губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием его наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни, цивилизация призвана, еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный и ставший в свою очередь неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества.
Автобиография
Рокоссовский написал свою автобиографию 4 апреля 1940года за год до нападения Гитлера на СССР.
Его слова по-армейски, сухи и лаконичны, ничего лишнего, что могло бы скомпрометировать его в лице общественности и правительства. Вот что пишет про себя сам Константин Константинович.
«Родился в г. Варшаве в 1896 году в рабочей семье. Отец ...
Планы меняются
С выходом 6-й полевой армии Ф. Паулюса 17 июля на рубеж реки Чир началось Сталинградское сражение (оборонительный период). Ставка ВГК еще 12 июля срочно приступила к формированию на базе Юго-Западного нового Сталинградского фронта (командующий С. Тимошенко, с 23.07 В. Гердов, член Военсовета Н. Хрущев, начштаба П. Бодни, с 23.07 Д. Ники ...
Образование политических партий в России (конец XIX—
начале XX)
На определенном этапе общественного развития выдвигается па повестку дня необходимость создания организаций, объединяющих наиболее активных представителей различных классов или социальных групп, способных отстаивать интересы данной части населения. К началу XX в. человечество уже располагало таким опытом строительства политических парти ...