Можно только догадываться, в каком подавленном и тревожном состоянии находился Чокан Валиханов – офицер русской армии, самовольно покинувший фронт. Ему грозил военно-полевой суд. От суда его спасли мировая известность, исключительный аторитет среди казахов. Не рискуя еще больше усугубить положение в период завоевания края, командование решило, вероятно, избегнуть крайности.[63]
Вероятно уже в этот период Валиханов чувствовал себя очень плохо и не мог пренести тягот походной жизни. В письме к своему отцу из аула Тезека он писал: «Устал нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте».[64]
Скончался он в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочентоган, у подножья Алтынэмельского хребта (Старший жуз).[65]
Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов; но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста.
Научное наследие Ч.Валиханова охватывает весьма широкий круг проблем Казахстана и других народов многонациональной России, и в каждой из них он сумел показать свое оригинальное мышление. Это относится к таким непреходящим историческим представлениям, как образование казахского народа, социальная и политическая история Казахстана XVII-первой половины XIX в.в., принятие казахами подданства России, история духовной и материальной культуры народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Он внес конкретный вклад в изучение географии, этнографии и фольклора народов всего среднеазиатского и прилегающего к нему региона.
Творческое наследие Ч.Валиханова постоянно привлекает внимание самого широкого круга современных исследований, поэтому естественно, что историография работ о его жизни и творчестве весьма обширна.
Развитие сельского хозяйства. Усиление
крепостничества
	 
Сельских жителей в ХIV-ХV вв. называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды». С XV в. их все чаще именуют «крестьяне», то есть «христиане». Они были: черносошные, жившие на государственных землях и несшие повинности в пользу великого князя – «тягло», и владельческие, сидевшие на землях феодала, платившие ему оброк и несшие барщину. Пос ...
	
Измена
	 
Ещё в анналах цензоров 154 года до н.э. Кассия (лат. C. Cassius) и Мессалы (лат. M. Messalla) и консула в 133 году до н.э. Луция Пизона (лат. Lucius Calpurnius Piso Frugi) написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий - "целомудренна та, которой никто не домогался ...
	
Социальная и экономическая политика Петра I
	 
В России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное развитие проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20 , которые существовали в конце XVII в. 
Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли с ...
	
