Чокан Чингисович Валиханов – единственный из казахов ученых, получивших в XIX в. Мировое призвание, прожил короткую, но яркую жизнь. Известный ориенталист Н.И. Веселовский, издавший впервые в 1904г. труды Ч.Валиханова, видел в его преждевременной смерти невосполнимую потерю для востоковедения: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд»[35]
Однако и то, что Чокан успел сделать за свою короткую жизнь, как справедливо писал академик М.Х.Маргулан, вызывает преклонение перед его необыкновенными способностями, жаждой знаний, широтой охвата и глубиной анализа научных проблем.[36]
Чокан Валиханов обогатил науку ценными исследованиями по истории,, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана.
Чокан Валиханов любил свой народ и был им любим, как никто другой. Ф.Р. Остен- Сакен с глубоким убеждением отличал: «Валиханов…должен, по всей справедливости, быть назван весьма замечательной личностью».[37]
Но, как это засвидетельствовали в своих воспоминаниях Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям.
Он заслуженно пользовался также славой мужественного борца против формализма, рутины, средневекового застоя и выдающегося мыслителя, внесшего бесценный вклад в передовую философскую и социально- политическую мысль смутного и полного противоречий своего времени.
Родословное древо его уходило корнями в глубь столетий. Он был потомком Чингиса, вернее, его старшего сына Джучи. Прадедом Чокана был Аблай-хан, вождь Средней кайсацкой орды. От брака Аблая с каракалпакской Сайман родилось много сыновей; из них известен Вам, последний хан Средней орды, родной дед Чокана.
Мухаммед-Ханафия Валиханов, более известный по прозвищу Чокан, родился в 1835г. близ берегов большого озера Кушмурун, в верховьях Тобола.[38] Отей Чокана, султан Чингис Валиев, был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы.
Чингис, отец Чокана, покровительствовал певцам и музыкантам степи, собирал образцы народного творчества. Он поддерживал знакомство с просвещенными представителями казахского народа, которых тогда можно было пересчитать по пальцам.
До 12 лет Чокан учился в частной школе и был знаком с мусульманским религиозным учением. Здесь он научился читать и понимать восточную поэзию, любовь к которой сохранил на всю жизнь. Чокан «был человек с поэтической душой и восточным воображением,- вспоминал позднее Н.М. Ядринцев.- Он любил арабские стихи и вместе с учителем своим Костылецким приходил в восторг от них»[39] Наряду с этими занятиями Чокан любил рисовать и рисование во многом помогало ему в дальнейшей научной работе.
В 1847 г. двадцатилетний Чокан Валиханов сидел в квартире В.И. Дабилинский с удивлением смотрел на карандаш в руках смуглого мальчика. Чокан быстро зарисовал вид Омска. Толмач пограничного начальника был единственным собеседником мальчика – тогда он не знал ни слова по- русски.[40]
Осенью 1847 года[41] Чокана отдают в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение являлось одним из лучших в Сибири, укомплектованное высококвалифицированными учителями. Чокан попал в хорошие руки. Инспектор классов Омского кадетского корпуса Иван Викентьевич Ждан-Пушкин не раз говорил своим воспитанникам о том, что любовь к родине и есть религия, которую должен исповедовать каждый из них.
В кадетском корпусе учащиеся получали знания, кроме военных, по многим общеобразовательным дисциплинам: географии, истории (России и всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и ботанике, математике, геодезии, строительному искусству и основам архитектуры. Обучение было восьмилетние. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н. Потанин. Впоследствии известный ученый, географ и исследователь Азии. В своих воспоминаниях Г.Н. Потанин писал, что Чокан «попал в совершенно плебейскую среду… жизнь в плебейской среде, вероятно, не оставалась без влияния на образование демократических идей Чокана».[42]
Право собственности по Псковской судной грамоте
Больше половины всех статей грамота посвящает нормам гражданского права. В ней имеется ряд статей, регулирующих право собственности ( вещное право). Прежде всего грамота различает имущество движимое (живот) и недвижимое (отчина). К недвижимому имуществу относятся пахотная земля, земля под лесом, борть (пасека)[25], двор, клеть. Грамота ...
Начало реформ
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться о ...
Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
Февральская революция сделала Россию одной из самых свободных стран. Формально перед ней открывались уже проторенные историей пути развития буржуазной демократии западноевропейского типа. Достаточно весомые предпосылки для такого варианта развития создавал блок либеральной буржуазии, возглавляемый партией кадетов, с революционно-демокра ...