К лету 1860 г.[59] ввиду тяжелой болезни Ч.Валиханов вернулся в свою родную Степь. Болезнь надолго приковала его к постели. Но преодолевая все трудности, вставшие на его пути, он продолжал посилдьно трудиться над сбором материалов о жизни своего народа. Особый интерес он проявлял к произведениям устного народного творчества. В его юрте то и дело собирались известные казахские сказители, певцы, импровизаторы, из уст которых он записывал древние легенды, предания, сказки и другие произведения устного народного творчества. Насколько позволяло здоровье, он выходил в народ и даже стал принимать участие в политической борьбе. В 1862 г. Искренне желая показать на деле, какую пользу могут принести народу люди, воодушевленные идеей прогресса, он выдвинул свою кандидатуру на пост султан-правителя Атбасарского округа. Об этом он писал Ф.М.Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых киргизов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель».[60] На выборах он одержал блестящую победу. Народ без всяких колебаний единодушно отдал свои голос за его кандидатуру, и это вопреки всем тем препятствиям и козням, которые чинили официальные власти против него во время предвыборной компании. Насмотря на жестокое поражение, которое он нанес своим соперникам на выборах, царские власти не утвердили его в должности султан-правителя. История с Атбасарскими выборами окончательно убедила казахского демократа в полной бессмысленности борьбы за справедливость и прогресс при том вопиющем невежестве и пассивности, которыми одержима вся масса общества, о чем он с сожалением писал своему другу – русскому поэту и демократу А.Н.Майкову.[61]
Возмущенный произволом царских властей, невежеством и лютой алчностью казахской знати и чиновников колониальной администрации, господством вопиющей несправедливости в Степи, просветитель отправился в Омск, чтобы там сплотить вокруг себя прогрессивных людей и дать решительный бой реакции.
Наряду с этим он развернул широкую политическую деятельность, в короткое время, с 1862 по начало 1865 г.г., он написал целый ряд превосходных работ, в которых подверг беспощадной критике идеологию и политику эксплуататорских классов. Среди них осбой ценностью отличаются такие, как «Следы шаманства у киргизов» (1862), «Записка о судебной реформе» (1864), «О мусульманстве в степи» (1864), «О кочевках киргиз» (1864) и др.[62] В эти же годы он вел активную переписку с выдающимися деятелями русской демократической интеллигенции – с писателем Ф.М.Достоевским, ученым А.Н.Бекетовым, поэтом А.Н.Майковым, либерально настроенным представителем царской администрации в Казахстане К.К.Гутковским и многими другими. В своей переписке с друзьями Ч.Валиханов безжалостно разоблачал всю гамму тех социально-политических пороков, которыми страдала тогдашняя Степь. Он выражал уверенность в том, что передовые люди России не могут оставить Казахстан в беде и помогут ему освободиться от власти невежества и застоя, откроют ему дорогу к прогрессу.
Весной 1864 г. Ч.Валиханов принял участие в военной экспедиции генерала Черняева. Этот эпизод оставил в его душе глубокий след и заставил пересмотреть свое отношение к официальной политике царизма.
Цель экспедиции состояла в том. Чтобы обеспечить переход в Российское подданство южных окраин Средней Азии и Казахстана. Народы этого региона в основной своей массе уже готовы были добровольно перейти под русское покровительство. Однако генерал Черняев не проявил должной снисходительности и терпения и попытался ускорить ход событий путем применения неоправданно жестоких мер военного подавления. Это вызвало справедливое возмущение казахского просветителя, и он вместе с группой русских офицеров, явно недовольных действиями Черняева, решительно порвал с ним и вернулся в сыой родной край. Он уезжает в аул султана Тезека, расположенного в районе хребта Алтын-Элиль, где стал ждать дальнейшего хода развития событий.
Башкортостан в конце ХХ-ХХ1 в
Башкиры как коренное население края, другие народы, населяющие современный Башкортостан, также прошли сложный и длительный путь исторического развития. Эпохальным событием на этом пути ярилось добровольное присоединение Башкирии к России в середине XVI в., что позволило покончить с территориальной и политической раздробленностью края и ...
Экономика, политика, культура России во второй половине 18 века.
Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство.
Наблюдался рост крепостнических отношений вширь и вглубь. Они охватывали новые территории и новые категории населения (вширь). Росло бесправие, и эксплуатация крестьян (вглубь). На плодородных, но малонаселённых землях Новороссии помещик мог поселить своих кре ...
Российское государство и судьба украинского народа
Единое Российское государство, которое в XIV—XV вв. формировалось на землях Северо-Восточной Руси, противостояло агрессивным устремлениям феодалов Золотой Орды, Литвы, Польши, Турции, Крымского ханства. Величайшим подвигом русского народа стало свержение золотоордынского ига: победная Куликовская битва (8 сентября 1380 г.), в которой вм ...
