Однако основная масса словацкой интеллигенции отстаивала штуровские принципы. В октябре 1851 г. в Братиславе состоялась встреча католических и евангелических сторонников словацкого языка, на которой было принято решение о введении словацкого литературного языка и разработке правописания. Автором новой словацкой грамматики стал языковед Мартин Гаттала. Словацкий язык на народной основе окончательно утвердился в жизни словаков в 50-60-е годы XIX в.
Разочарование в результатах революции 1848–1849 гг. способствовало временному оживлению у Штура симпатий к славянофильским представлениям о самобытности и особых путях исторического развития славян. Лишенный возможности участвовать в общественной жизни Штур много писал. В сочинении "Славянство и мир будущего" (1851) он высказался за объединение славян во главе с сильной и свободной Россией. Он считал, что "мир будущего" принадлежит славянам, тогда как неславянские народы ждет эпоха упадка. Задача славянских лидеров состояла в том, чтобы устранить "чуждые влияния" на славянство. Под ними Штур понимал материализм, идеи коммунизма и революции. Он воспевал истинно славянские формы быта в России. Вместе с тем Штур восхвалял православие, которое должно было стать господствующей религией в будущем славянском государстве. Кроме того, славянам следовало принять единый литературный язык, которым мог стать только русский.
В январе 1856 г. после случайного ранения на охоте Штур умер в возрасте 40 лет.
60-е годы XIX в. – новый этап словацкого национального движения
В связи с конституционными изменениями государственного устройства Австрийской империи в начале 60-х годов наблюдается новая волна активности словацких национальных деятелей. Согласно Октябрьскому диплому 1860 г. и Февральскому патенту 1861 г. в Венгерском королевстве восстанавливалось Государственное собрание. Подготовка к выборам заметно оживила общественную жизнь.
Программа словацкого национального движения была сформулирована на многочисленном форуме посланцев большинства словацких городов и сел в июне 1861 г. в городе Мартине. Она получила название "Меморандум словацкого народа". Ее авторами были Штефан Дакснер и Ян Францисци. Основным требованием меморандума было признание национальной самобытности словацкого народа и введение автономии словацкой этнической территории, так называемого Словацкого околья или "дистрикта", в пределах Венгерского королевства. Здесь должны были действовать собственный законодательный сейм, администрация, судопроизводство, национальное образование всех ступеней. Словацкий язык вводился в начальной и средней школе, суде, церковном богослужении, местных органах управления. Предоставлялась свобода действий культурно-просветительским, экономическим и литературным обществам. В качестве официального языка всего Венгерского королевства признавался венгерский. На этом же собрании было решено основать Словацкую матицу.
После неудачной попытки добиться рассмотрения меморандума венгерским Государственным собранием словаки обратились с петицией непосредственно к императору Францу-Иосифу. На фоне ухудшавшихся австро-венгерских отношений невенгерским народам королевства были сделаны некоторые уступки. Так, словаки получили разрешение на открытые трех словацких гимназий и основание Словацкой матицы как культурно-просветительного общества.
Сталин в 90-ые годы ХХ века.
Имя Сталина продолжает привлекать внимание как отечественной, так и зарубежной общественности.
В нашей стране и за рубежом выходят книги о Сталине, снимаются кинофильмы, в том числе видеофильмы в форме комиксов. Руководители нашей страны разрешили кинорежиссерам снимать фильмы "на натуре" (бывшие сталинские дачи).
Самой и ...
Национальные особенности
Население Гватемалы широко известно своим сильным сопротивлением ассимиляции, даже в наши дни здесь проживает больше индейцев, чем метисов и европейцев. Фундаментальный раскол между индейцами, которые продолжают следовать традиционному образу жизни и говорящими на своих языках, с одной стороны, и метисами и испанцами с другой, хорошо за ...
Политический строй
Говоря о политическом устройстве России той эпохи, дореволюционные историки, как правило, подчеркивали существенную его особенность по сравнению с политическим строем западноевропейских государств. Так, славянофилы отрицали наличие в XVI-XVII вв. в России самодержавной власти и указывали на участие «земли» (земских соборов) в управлении ...