Торжественное открытие Матицы, созданной на средства, собранные путем добровольных пожертвований и взносов (весьма значительным был дар императора), состоялось 4 августа 1863 г. Она была открыта в памятные дни празднования тысячелетия миссии Константина и Мефодия в Великой Моравии. Все усилия Матицы были направлены на пробуждение национального самосознания словаков. Матица была первой и единственной общенациональной организацией словаков, функционировавшей легально. Она всемерно поддерживала развитие словацкой культуры, литературы, искусства, науки.
Еще в период подготовки меморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензий венгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего название Старая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дакснер, Я. Францисци, епископ Штефан Мойзес. Они опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскую буржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школы группировались вокруг газеты "Пештьбудинские ведомости". Они рассчитывали при достижении своих требований в области культуры и самоуправления на поддержку венского двора. При этом главную опору славянства они видели в России. Участие трех представителей этого течения в поездке в Россию в 1867 г. на Всероссийскую этнографическую выставку привело к росту русофильских настроений в Словакии, к усилению ориентации на Россию как спасительницу словацкого народа.
Второе течение – Новая школа – возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторыми богатыми торговцами, финансистами и частью мелкого словацкого дворянства, интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционное движение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попыток меморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как и против их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальных преобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Она активно выступала против выделения Словацкого Околья как нереального проекта, добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамках сложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизации политической и общественной жизни в стране, по их мнению, мог служить гарантом развития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов на родных языках. В начале 1868 г. у Новой школы появился собственный печатный орган – журнал "Словенске новины" (Словацкая газета), выходивший в Будапеште.
В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.
В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В то же время в основу государственной идеологии была положена идея "единой венгерской политической нации". Заметно усиливается мадьяризаторская политика по отношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обучения фактически сохраняется только для народных школ, лишь в учреждениях местного уровня разрешалось пользоваться словацким языком Представители Новой школы пришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству с венгерскими либералами не имеет никаких перспектив.
Роль князя в управлении Новгорода и Пскова
Важнейшей функцией князей была защита Новгородской и Псковской республик от нападения извне. Князь также наблюдал за возведением оборонительных укреплений вокруг городов, выполнял судебные функции, участвовал в вече. Иногда князь направлялся в соседние страны.
Важнейшим источником доходов князя являлись судебные пошлины. ...
Форсированное построение социализма в СССР (индустриализация,
коллективизация сельского хозяйства, культурная революция во 2-ой пол. 20,
первая пол. 30-х гг.). Экономическая политика.
Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепления обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) в ...
Конец эпохи сталинизма и начало хрущевского десятилетия.
Борьба за власть, после смерти Сталина, развернулась между тремя основными претендентами: Хрущевым, Берией, Маленковым. Все три претендента представляли и возможные отличные друг от друга направления в будущем развитии страны.
Смерть Сталина не разрушила тоталитарную систему, сказалась инерция системы и некоторые другие факторы, как то ...