После поражения восстания под предводительством С. Наливайко на Украине на протяжении 30 лет не было крупных народных выступлений. Зажиточные казаки склонялись к сотрудничеству с Короной, надеясь законными средствами расширить свои права и вольности. В свою очередь Польша, вступившая в начале XVII в. в полосу активной внешнеполитической деятельности, ощущая острую необходимость в военной силе казачества, умело использовала противоречия в казацкой среде в своих интересах.
После поражения восстания под предводительством С. Наливайко на Украине на протяжении 30 лет не было крупных народных выступлений. Зажиточные казаки склонялись к сотрудничеству с Короной, надеясь законными средствами расширить свои права и вольности. В свою очередь Польша, вступившая в начале XVII в. в полосу активной внешнеполитической деятельности, ощущая острую необходимость в военной силе казачества, умело использовала противоречия в казацкой среде в своих интересах.
Ярким представителем умеренной части казачества, склонной к компромиссам, был гетман реестровых казаков Петр Конашевич-Сагайдачный, происходивший из галицкой шляхты. Не будучи еще атаманом, он появился на Запорожье, прославился во время ряда удачных походов на Крым и Турцию и занял заметное место среди казацкой старшины. С его именем часто связывают превращение казацкой ватаги в регулярное дисциплинированное войско.
Но в характере действий Сагайдачного проявлялся внутренний разлад среди казачества. Шляхтич по происхождению, он переносил и на казачество свои шляхетские понятия, хотел резко отделить реестровых казаков как привилегированное воинство от простых посполитых крестьян, пополнявших казацкие ряды. Поэтому, по словам В.О. Ключевского, на него жаловались, что «при нем поспольству было тяжело».
В 1618 г. Сагайдачный во главе 20-тысячного казацкого войска принимал участие в походе королевича Владислава на Москву. Но в 1620 г. он уже посылал посольство в ту же Москву с просьбой принять его на российскую службу. Поскольку Россия в то время жила в согласии с Крымом, а под службой казаки понимали в первую очередь войну с татарами, то казацким послам дипломатично отказали.
В 1620 г. произошло событие, которое окончательно определило союз казачества и православной церкви как факт общественно-политической и культурной жизни православной общности Речи Посполитой. Иерусалимский патриарх Феофан, имея соответствующие полномочия от константинопольского патриарха, под защитой казаков П. Сагайдачного возвел в сан нового киевского православного митрополита, а также полоцкого архиепископа и пять епископов. Митрополитом стал ректор Киевской братской школы Иов Борецкий. Известный церковный и политический деятель, педагог Иов Борецкий (Иван Матвеевич) родился в с. Бирча (теперь Львовская обл.), преподавал во Львовской братской школе, в 1604–1605 гг. был ее ректором. С 1615 г. И. Борецкий первый ректор Киевской братской школы. Его перу принадлежит полемическое антиуниатское произведение «Протестация».
Посвящение стало возможным отчасти и благодаря тому, что польское правительство, готовясь к войне с Турцией, остро нуждалось в казацком войске. Сагайдачный же вместе со всем своим воинством вступил в Киевское братство.
Со смертью Сагайдачного начались гонения на членов восстановленной православной иерархии. В конце 1624 г. представители киевского магистрата во главе с войтом Ходыкой начали закрывать в Киеве православные церкви. Тотчас появляются в Киеве два низовых полковника с казаками для «обереганья христианской веры» и расправились с ее притеснителями.
Таким образом, в Киеве стали действовать одновременно две митрополии – униатская и православная. Правда, епископы православной церкви жили полулегально в разных монастырях, преимущественно на Киевщине, то есть в «казачьем царстве», и руководили делами своих епархий издалека, секретно.
Казацко-крестьянские восстания 20–30-х гг. XVII в. потерпели неудачу вследствие неорганизованного и разрозненного характера действий повстанцев, их слабого вооружения и малочисленности. Сыграли свою роль и разногласия между отдельными группами казачества, своекорыстное поведения части старшины и ее склонность к компромиссу с Короной, стихийность крестьянских выступлений и нежелание крестьянства воевать за границами своей местности или во время сельскохозяйственных работ, а также гибкая политика польского правительства, направленная на раскол повстанческих рядов. Последующие десять лет польские шляхтичи называли периодом «золотого покоя».
Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири.
Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. С 16 века Россия расширяет свои территориальные владения, устанавливает политическую власть над аборигенными народами Сибири. Для нас, сибиряков, это история становления культуры нашей малой родины – Сибири. Особое значение в культуре Сибири имело старообрядчес ...
Создание Советского государства и права в первый период после Великой
Октябрьской Социалистической революции. Слом временного
буржуазного и создание советского государственного аппарата
Первая задача любой революционной власти – предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражат ...
Буржуазные реформы 60-70-х годов 19в. Контрреформы 80-90-х гг. 19 в.
После смерти Николая 1 русский престол наследовал его сын Александр 2, которому и пришлось проводить реформы. Причина буржуазных реформ - техническая отсталость России, промышленность которой с 18 века развивалась на основе применения труда крестьян. Александру 2 требовалось, немалое мужество, чтобы решиться сделать такой шаг как реформ ...