Уже казацко-крестьянские восстания 20–30-х гг. XVII в. продемонстрировали стремление украинского народа к социальному освобождению и самостоятельному, независимому существованию. Хотя эти выступления и сменились десятилетним затишьем, они подготовили почву и кадры для развертывания в середине столетия подлинной национально-освободительной войны, ставшей рубежной во взаимоотношениях украинцев и поляков.
Господство шляхетской Речи Посполитой на Украине тормозило ее экономическое, политическое и культурное развитие. Непривилегированные общественные слои подвергались эксплуатации и произволу со стороны магнатов и шляхты. Под влиянием растущих товарно-денежных отношений все больше аграрной продукции из поместий шляхтичей отправляется на рынок. На украинских землях водворяется фольварочная система польского образца с интенсивным использованием барщинного труда крепостных крестьян. Для привлечения населения в свои имения местные и польские магнаты предоставляли переселенцам всевозможные льготы («слободы»). С истечением срока, на который предоставлялись эти льготы, население переходило в категорию крепостных. По-видимому, к концу 1640-х годов большинство переселенцев, проживавших в панских фольварках, утрачивало выданные им ранее преференции и должно было трансформироваться в лично-зависимых крестьян.
Социальное угнетение усугублялось национальными притеснениями. Католическая церковь с помощью унии продолжала наступление на украинское население с тем, чтобы превратить его в объект эксплуатации, поработить физически и духовно. Запорожские казаки также находились в тяжелом положении – их права и привилегии постоянно ограничивались, а польско-шляхетские должностные лица контролировали каждый их шаг. На Запорожской Сечи стоял на страже гарнизон коронного войска. Кодакская крепость, отстроенная после разрушения ее отрядами Ивана Сулимы, снова преграждала путь крестьянам и мещанам, бежавшим от усилившейся эксплуатации из центральных районов Украины на Запорожье. В течение десятилетия после подавления крестьянско-казацкого восстания 1638 г. на Украине необычайно обострились социальные и национальные противоречия, которые и привели к освободительной войне.
В борьбу вступили различные общественные сословия и социальные группы: крестьяне, казаки, мещане, старшина, мелкая украинская шляхта, низшее православное духовенство. Это движение отражало объективные интересы, насущные потребности Украины и поэтому нашло поддержку большинства ее населения. Главной движущей силой освободительной войны являлось крестьянство – наиболее многочисленное сословие феодального общества. Вместе с крестьянами сражались казаки, которые имели традиционную военную организацию, и городская беднота. В то же время старшина, шляхта и духовенство стремились приобрести имения и занять господствующее положение в обществе. Борьба против власти шляхетской Польши решала главную задачу: освобождение Украины от господства Речи Посполитой.
Освободительную войну украинского народа возглавил представитель мелкой украинской шляхты Богдан (Зиновий) Хмельницкий (1595–1657), который принимал участие в народных восстаниях 30-х годов XVII в. Он получил хорошее для того времени образование, служил в реестровом казацком войске, бывал в Запорожской Сечи, храбро воевал с турецкими и татарскими ордами, а после битвы под Цецорой (1620) как пленник два года находился в Турции. Возвратившись на родину, Хмельницкий занимал должности войскового писаря, затем сотника Чигиринского полка, владел небольшим имением – хутором Субботовом вблизи Чигирина.
В конце 30-х – начале 40-х годов XVII в. вокруг Б. Хмельницкого объединялись люди, выступавшие за вооруженную борьбу против господства шляхетской Польши. Власти начали преследовать Б. Хмельницкого: чигиринский подстароста Чаплинский с молчаливого согласия коронного хорунжего Конецпольского захватил и ограбил хутор Субботов, до смерти избил его сына, а вскоре и самого сотника власти бросили в тюрьму. Это беззаконие и невозможность восстановить справедливость в коронных инстанциях всех уровней переполнило чашу терпения. По словам С.М. Соловьева «если раньше разница в положении мешала ему чувствовать свою кровную связь с народом и ясно видеть общее положение вещей, то теперь преграда рушилась. И Богдан убедился, что он может восстановить свое попранное достоинство и положение, только соединив свое дело с делом всего народа. Конец колебаниям и нерешительности! Он не будет более простым зрителем и невольным участником кровавой народной драмы; он станет теперь во главе движения и будет с оружием в руках отстаивать народные интересы».
Дворец-замок.
Приблизительно в конце четвертого тысячелетия до Р.Х. комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти- дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектурную форму, которая сохраняется потом в течение большей части третьего тысячелетия. ...
Политические преобразования в Восточной Азии в военный период
В июне 1940 года после ультиматума Японии французским властям в Индокитае поставки Китаю материалов по Индокитайской дороге были прекращены. В июле 1940 года и Британия, находившаяся в крайне тяжелом положении из-за ситуации в Европе, согласилась на временное прекращение транспорта в Китай по Бирманской железной дороге. Действия Японии ...
Сатаев Анатолий Матвеевич
Примеру взрослых следовали и дети. Вот какую историю рассказала нам Васюкова Н. П.
«Во время войны к нам в школу прислали нового учителя Сатаева Анатолия Матвеевича, я училась тогда в 5-м классе. Пришел он к нам в класс, а у него в валенках пятки голые проглядывают, сам худенький, одежонка какая-то плохенькая.
После уроков мы все собр ...