Почему я часто повторяю слово “просветительство”, делаю на нем особое ударение? Просвещение — это основа развития общества, это единственная сила, способная спасти его от неизбежной катастрофы.
Вспомните события, развернувшиеся в Туркестане в начале нашего века. Почему в этом крае в те годы как никогда усилилось движение просветительства? Да потому что пробудить край, подпавший под иго царской России, ставший перед лицом регресса, раскрыть глаза народу можно было лишь путем просветительства. Просветительство и сегодня не потеряло и не потеряет впредь для нас своего значения. Добиться поставленных перед собой целей мы можем только тогда, когда сумеем воспитать умных, образованных, высоконравственных людей, только тогда воцарится в стране благоденствие и прогресс. Если не сможем решить этой проблемы, то все наши призывы и упования окажутся напрасными: не видать нам тогда ни прогресса, ни светлого будущего, ни благоденствия!
Именно поэтому мы в свое время организовали республиканский центр “Маърифат ва маънавият”. Открылись областные и районные отделения центра. И речь сейчас не о том, что были выделены крупные суммы из бюджета республики. Если нужно, поможем еще. Но как можно понять, что работа в этой сфере отстает от требуемого уровня, что организация допускает формализм в своей деятельности? При виде такого положения дел невольно хочется воскликнуть: дорогой мой, ты же не работник дома политпросвещения советских времен, у тебя ведь совершенно другие задачи. Мы создали эту организацию не только для того, чтобы получали там зарплату. Ведь по сути нравственное воспитание, пропаганда знаний является делом совести каждого интеллигента. Просветитель должен быть самоотверженным человеком. Понимаем, и они должны иметь хлеб насущный, кормить семью и детей. Поэтому мы и назначили им зарплату. Однако я еще раз повторяю: просветитель должен быть прежде всего самоотверженным человеком, фанатиком своего дела.
Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто-то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто-то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения.
Давайте теперь перейдем к основной теме. Итак, какое место занимает история в нашей духовности? Можно ли достичь высокой духовности, не зная истории? Конечно, нельзя!
Для восстановления духовности, чтобы ощущать себя не ниже других в стране, в которой родился и вырос, ходить с гордо поднятой головой, человеку, конечно, необходима историческая память.
Естественно, каждый человек, являясь сыном своей нации, задается вопросами, а кто были мои предки, где истоки моей нации, как происходил процесс ее становления, возрождения и формирования? Почему уровень развития нации, давшей миру таких великих людей, как Ахмад аль-Фаргони, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Имам аль-Бухари, Амир Темур, Улугбек, Алишер Навои, Бобур, к XVII—XIX векам стал ниже прежнего, достигнутого до той поры? Почему в течение трех столетий мы не сумели преодолеть отсталость? Не стала ли эта отсталость, несмотря на сильное сопротивление наших предков, причиной относительно легкого покорения царской Россией нашего края?
Человек, исследующий корни истории, конечно же в один прекрасный день столкнется с этими вопросами, и, я уверен, сделает правильные выводы. Человек, у которого есть историческая память, — это стойкий человек. Я повторяю, стойкий человек.
Если каждый член общества независимо от того, кем он является, будет хорошо знать свое прошлое, то такого человека трудно сбить с толку, подвергнуть влиянию различных догм. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют его волю.
Из вышеприведенных рассуждений, естественно, возникает такой вопрос: создана ли правдивая история Узбекистана, узбекского народа, которую стоит довести сегодня до широких масс? Историю, написанную в советское время, я не считаю историей. Я совершенно против того, чтобы преподавать историю, написанную чужестранцами. Когда колонизаторы высказывали объективное, справедливое мнение о народе, который подчинили себе? Они тратили все силы на то, чтобы умалить прошлое Туркестана, лишить нас своей истории. Вы, видимо, хорошо понимаете, что значит лишиться истории. Лишиться истории для человека все равно, что лишиться жизни.
История Хорезмского государства, как мы знаем, насчитывает 2700 лет. Но попробуйте спросить у какого-либо известного российского историка, прошлого или нынешнего, признает ли он это? Не признает, не знает и не желает знать. А причина этого упрямства одна: если он признает этот факт, то его исторические выводы будут сведены на нет, и станет очевидным, что он пошел в науке ложным путем. Вот уже исполнилось три тысячи лет со времени создания нашей священной древней рукописи “Авеста”. Эта уникальная книга является духовным, историческим наследием, оставленным грядущим поколениям от наших предков, живших 30 веков назад на этой прекрасной земле между двух рек. “Авеста” — это исторический документ, свидетельствующий также и о том, что в этом древнем крае существовало великое государство, великая духовность, великая культура. И этот факт никто не может отрицать. Однако, как было сказано, я не знаю, чтобы какой-либо иностранный журналист или вообще западный писатель упоминал об “Авесте”. Отсюда можно сделать вывод, что большинство суждений, высказываемых в дальних странах, о прошлом нашего народа, страны, являются ложными, антинаучными.
Вывод
Таким образом, проведя исследование литературы, указанной ниже, я хочу сказать о нескольких основных вещах. Во-первых, вплоть до XV века Новгородская земля являлась практически независимым государством с самостоятельной культурой, правда не очень отличной от всего остального русского государства. При этом она была очень сильным государс ...
Роль религии в становлении государственности и культуры
Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был ра ...
Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
На всех этапах российского исторического процесса накапливался опыт формирования и функционирования представительных органов, что было следствием естественного стремления широких масс населения к выражению своих интересов в решении задач государственного управления, общественного развития. Новгородское вече, Боярская дума, Земский собор ...