Я говорю то, что знаю, я вынужден сделать такой вывод. Достойно сожаления то, что когда речь идет о нашей истории, мы до сих пор опираемся на исследования русских ученых, цитируем их: “Бартольд сказал так . Гумилев сказал эдак .” и т. д. Я не хочу умалять труд русских ученых. Но до каких пор мы будем оценивать свою историю чужими мерками? Почему не проводятся исследования, в которых дается всесторонний анализ политико-социальной, экономической, культурной жизни, развития государственности в стране в такой великий период? Есть же у нас институты востоковедения, археологии, истории и другие. Чем заняты специалисты, куда они смотрят? Когда возникла узбекская государственность? Оказывается, в 20-х годах ХХ века, а точнее, в 1924 году Узбекистан получил статус государства. И нужно верить этому? Как человек, стоящий во главе вновь формируемой узбекской государственности, имею право сказать — и это не хвастовство — готов отдать за это свою жизнь. Потому что в этом заключается смысл моей жизни. Однако не только я, весь народ желает знать: в каком веке возникла узбекская государственность? Какие исторические этапы она прошла? Может быть, специалисты объяснят, может, у них есть точный ответ? Может быть, ученые, ведущие пропагандистскую работу, уже давно пришли к единому мнению? Однако до сих пор я ни в печати, ни в учебниках не смог найти ответ на эти вопросы.
Еще раз скажу, я не смею ни критиковать, ни обвинять работающих в этой сфере ученых. Я также хорошо знаю, в какую эпоху формировались научное мышление, взгляды многих ученых. Работающих в области исторической науки я знаю как своих соратников-патриотов. И поэтому могу требовать от них: когда для наших детей подготовите точную, научно обоснованную, правдивую историю нашей страны?
Государственность в настоящее время является важным политическим вопросом. Ибо еще существуют силы, которые через третьи лица ведут пропаганду, что в Узбекистане не было государственности, пытаются внедрить эту мысль в наше сознание и даже уверить в этом международную общественность. И вы думаете, что среди таких подстрекателей нет людей, которые мечтают любым путем вернуть нас в бывший СССР? Основная задача узбекских историков сегодня состоит в том, чтобы доказать необоснованность таких утверждений, создать историю нашей государственности, основанную на научной точке зрения.
Если в нашей печати появляется статья, касающаяся нашего прошлого, я знакомлюсь с ней, независимо от того, какого она плана — научного или художественного. Человек, считающий себя политиком, деятелем, если у него есть совесть, обязан знать историческое прошлое своего народа.
Мы родились и выросли на этой земле. Все мы считаем себя узбеками. Гордимся этим. Недавно я прочитал одно стихотворение Мухаммада Юсуфа. Он пишет о том, что необходимо знать для осмысления понятия “узбек”. Хорошее стихотворение! Вот если бы еще наши ученые дали научное толкование таких больших идей.
Например, оседлая или кочевая культура составляла основу жизни наших древних предков? Какие племена повлияли на формирование узбекского народа? Знаю, это трудные вопросы. Однако нам необходимо найти на них ответы.
У представителей соседних государств и наций тоже, подобно нам, заметно желание заново, глубже изучить свою историю. Это, наверно, правильно. У каждого народа есть своя национальная гордость. Издаются различные книги, проводятся большие форумы. С целью изучения священного наследия нашего предка Ахмада Яссави проводятся встречи и в Туркестане, и в Стамбуле, и в Измире. И было бы хорошо, если бы на этих встречах, конференциях представители Узбекистана, опираясь на научно-исторические основы, глубокие исследования, не предаваясь отдельным домыслам, вооружились правдивыми свидетельствами и доказательствами.
Вновь хочу повторить: раз мы считаем себя нацией, мы должны обладать конкретным представлением, характеризующим узбеков. Есть тюркоязычный народ, есть турецкий народ. Разницу между этими понятиями должен знать каждый гражданин, прежде всего наши дети. Почему же, когда касаемся этих вопросов, наши историки упорно молчат, как будто набрали в рот воды?
Недавно по телевидению транслировали передачу о государстве хунов, об Аттиле, который когда-то правил этим государством. Аттила, захватив волжские территории, астраханские степи, дошел до Восточной Европы, затем, завоевав Западную Европу, дошел до Римской империи и разделил ее на две части — Рим и Византию.
В русских и западных источниках, литературе хунов называют “гуннами”. Гунны во главе с Аттилой вторглись в Рим и полностью разрушили его. Эти события произошли приблизительно в конце IV — первой половине V века. Ведущий передачи, ученый, полностью донес до зрителя подробности о том, кого взял в жены Аттила, по чьему указанию и кем он был отравлен. Даже назвал точную дату рождения Аттилы. Бог знает, смог бы правильно ответить этот ученый на вопрос о дате рождения Беруни? Самое интересное впереди. Гунны якобы отвратили римлян от пристрастия к спиртным напиткам и, ассимилировавшись с ними, оздоровили нацию и этим продлили им жизнь. Оказывается, и культуру в Рим тоже принесли они .
Подавление славянства в Греции
После падения императрицы Феофано Афины, как и прочая Эллада, настолько сходят со сцены истории, что затруднительно даже отыскать где-либо самое упоминание этого города в сопоставлении с современными событиями. Единственно Пелопоннес, где славяне всего прочнее утвердились, давал повод византийцам по этой именно причине вмешиваться в гре ...
Необходимость и значимость аграрных реформ в России
Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57 % населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигри ...
Духовное развитие человека
Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т.д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а светского человека периода 60-70х. годов. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как ...