Но почему же не скажет свое слово в этом отношении наша наука? Почему не выходят новые по сути и содержанию статьи и произведения?
Здесь необходимо остановиться на взаимоотношениях науки и политики. Ибо находятся такие, которые говорят, что наука, например история, сама по себе, а политика — сама по себе, и связи между ними не существует. Если подумать, кто прежде всего заинтересован в продукте науки истории — ее выводах? Разве не политики? Для обоснования проводимой политики, пропаганды, обеспечения ее своеобразия, поднятия авторитета они обращаются к выводам исторической науки.
Раз так, возникает вопрос: кто и в каких целях использует эти выводы, агрессивно настроенные националисты или гуманисты-просветители? В этом смысле, если историки захотят сделать выводы для националистов — это один продукт, а если для просветителей — это уже другой. А где же выводы, которые пробуждают в сознании нашего народа национальное чувство гордости за свою нацию? Почему же в этом вопросе между нашими учеными возникают бесполезные споры? Нельзя забывать о том, что наука должна служить государству, народу, прогрессу общества.
Мы ничего не пожалеем для обеспечения развития науки. Хочу напомнить мысль, высказанную десять веков назад великим предком Абу Райхоном Беруни: “Наука возникает от необходимости удовлетворения жизненных потребностей людей”.
Если будут конкретные идеи, предложения, передовые научно-исследовательские изыскания по повышению эффективности работы Академии, мы создадим все условия, найдутся и средства. Но существует одно условие — эта работа должна дать конкретный и плодотворный результат!
Если говорить об истории, как о науке, о ее сегодняшнем положении, о будущем, я хотел бы обратить ваше внимание на один вопрос. Если мы хотим дать оценку работе наших историков с точки зрения сегодняшнего дня, то можно сказать, что лишь меньшинство из них отвечает требованиям. Поэтому, я думаю, необходимо улучшать подготовку специалистов-историков с университетов, то есть с самой начальной точки. Если понадобится, открывать специализированные по истории школы. А для этого прежде всего необходимо создать дополнительные учебники, переучить самих преподавателей. Важно найти среди молодежи талантливых, самоотверженных, зажечь их сердца верой. Есть у нас академики в возрасте 30—35 лет? Каких результатов добился в шахматах победитель мирового первенства 16-летний подросток Рустам Касымджанов! Шахматы — это тоже наука, разве это не математика?
Хочу сказать, что мы верим, опираемся на такую молодежь, связывая с ней будущее. Чем раньше мы откроем для них дорогу, тем больше будет поисков и находок в науке, творчестве. В спорах и поисках рождается истина, возникает прогресс.
Во-вторых, у нас не хватает смелых, современно мыслящих ученых. Я хорошо знал академика Яхью Гулямова. Он был ученым с независимым мышлением, если надо, он мог смело сказать правду всем, невзирая на самые высокие должности. Историки хорошо знают, что обычно в недрах возвышенностей бывают захоронены исторические памятники, целые города. Я хорошо помню, как во времена Советов, когда процветала политика обращения каждой пустующей площади в хлопковое поле, когда лишь на крышах оставалось место, не засеянное хлопком, когда под хлопковые поля были распаханы и эти исторические возвышенности, тогда против такой политики выступил ученый Яхья Гулямов. Я слышал также, что из-за этого он пострадал. Но только таким бывает патриот, ставивший справедливость выше всего. Жизнь таких вот людей должна служить нам примером.
Теперь несколько слов об освещении средствами массовой информации исторической темы. Наша печать, а также телевидение при издании исторических статей и подготовке передач не должны допускать того, чтобы мнение одного человека принималось за истину. Необходимо выслушать различные мнения по определенному вопросу и в споре достигнуть прояснения правды. Мы должны донести до людей истину путем разъяснения исторических событий, деятельности исторических личностей. Так как идеология нашего общества, формируемая нами, также получает подпитку в исторических источниках.
Еще один важный вопрос. Как я отмечал в беседе с редактором журнала “Тафаккур”, нельзя допускать и в политике, и в общественной жизни, и в науке проявления вакуума — пустоты. То есть, если у тебя нет своей идеи, то в твой край придет и будет царствовать чужая идея. В том смысле, что если у нас нет самостоятельно мыслящих людей, если мы сами не восстановим и не напишем правдивую историю своего государства, народа, нации, ее напишут другие и по-другому. И хорошо, если ограничатся написанием, но ведь постараются направить подрастающее поколение, и даже ученых, в свое русло.
Я абсолютно против того, чтобы велись споры, какой народ откуда появился, чья история древнее, натравливая одну нацию на другую. Этого нам совершенно не нужно. Но при этом, я подчеркиваю, не допустим, чтобы господствовала чужая идея в освещении истории нашего государства. Мы должны иметь свое независимое, научно глубоко обоснованное мнение по этому вопросу, то есть о древнем прошлом, об исторических корнях. Это актуальная задача, стоящая перед нашими учеными-историками, научными учреждениями.
Введение.
В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме ...
Участие вятчан в борьбе русских с татарами
На Вятке, не было постоянного войска, в случае военной опасности собиралось ополчение из всех способных носить оружие. А для военного промысла в соседние земли снаряжались дружины ушкуйников, которые были достаточно маневренными и боеэфективными боевыми единицами. Во главе ушкуйников, стояли выборные Ва…… этими дружинами, было совершено ...
Киевская Русь в IX-XII вв.
(внутренняя и внешняя политика)
Историю Древнерусского государства – Киевской Руси – можно условно разделить на два периода. Первый из них – это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IX в. почти до конца X в., когда окончательно были присоединены последние земли. Второй период – это время существования единого или о ...