Еще в те годы вокруг личности Аллилуевой возникало немало слухов и легенд. В 60 – е. годы в руки автора этого материала (по его личным словам) попала книга “Сталин”, изданная на русском языке в Риге в 1930 году одним из эмигрантских издательств. “Некоторые факты из этой книги соответствовали действительности, другие были просто выдуманы. Так, например, автор книги, взявший себе псевдоним “Эссад – Бей” утверждал, что Сталин, подобно восточному тирану, держит свою жену в большой квартире в Кремле и что никто из других жителей Кремля ее никогда не видел. На самом деле Аллилуева была открытой и общительной женщиной. Она была очень дружна с семьей Авеля Енукидзе, с семьей погибшего Алеши Джапаридзе, с большой семьей Сванидзе. При этом нельзя не отметить, что Надежда была весьма самостоятельна в выборе своих знакомых и отнюдь не порывала дружественных отношений с теми, кто входил иногда в конфликт со Сталиным по политическим мотивам.
Но безоблачные годы первых лет брака ушли в прошлое. Вначале Надежда еще не понимала, как мало места отведено ей в жизни Сталина. Сталину некогда было общаться, да вполне возможно и не хотелось. Нередко на обращение жены к Сталину “Тебя не интересует семья, дети” муж грубо обрывал Надежду Сергеевну, иногда – с бранью.
Ссоры перерастали в большие скандалы. Дважды дело доходило до того, что Надежда с маленькой Светланой покидала не только квартиру в Кремле и дачу в Зубалово, но и Москву. Однако под дружным воздействием отца и родственников Надежда через несколько месяцев возвращалась под общий кров.
Причины ссор могли быть разными, т.к. взгляды на жизнь и характеры и его и жены оказались слишком различны. Надежде было трудно еще и потому, что в ссорах со Сталиным, если они выходили наружу, большинство родственников оставались на стороне Сталина, тем более что некоторые из ссор возникали не на личной, а на политической основе.[8]
Мной был рассмотрен и другой источник, дневник Галины Джугашвили – внучки Сталина. Она, пытаясь разобраться в причинах ссор Сталина со своей женой, считает, что Надежда была слишком горда, пренебрегала семейным положением и “умела манипулировать “владыкой”. “Надежда Аллилуева имела свои пристрастия и упорно отстаивала их в открытом бою, пренебрегая тем, на чем держится семейное положение и ради чего многие женщины идут на сложнейшие обходные маневры – а именно умением манипулировать “владыкой” без ущерба для его самообладания. Несколько раз, забрав детей, уезжала к родным. Сначала дед уступил и первым пошел на примирение. Во второй раз она не рассчитала свою власть и ей пришлось вернуться самой, не дожидаясь от него знака. Она не услышала ни слова упрека, он вел себя так, словно ничего не произошло. Но ее самолюбие было уязвлено его победой, даже тут нашла повод для боли.
Они ревновали друг друга, она – открыто, он – тайно, ненавидя ее новые платья и духи (Зачем это? Для меня, она знает и так хорошо). Любя и боясь потерять, они мучили друг друга”[9]. Можно предположить, что именно в это время у Надежды и возникает мысль о самоубийстве.
“Когда Павел Аллилуев, уезжая по делам за границу, спросил Надежду, что ей привезти в подарок, она попросила не косметику или одежду, а револьвер. Павел привез ей из Берлина маленький дамский браунинг. Разумеется, Надежда скрыла это от своего мужа, хотя владение оружием было в те годы обычным делом.
Сельское хозяйство и торговля
После революции почти полностью были ликвидированы феодальные отношения в деревне. Земли дворян — сторонников Испании и католической церкви — были конфискованы и переданы буржуазии и фермерам.
Развивались торговое земледелие и торговое животноводство, огородничество и садоводство. В земледелии утвердились многополье и плодосменная сист ...
Витебское гетто
Даже в самом кошмарном сне не могло бы присниться витеблянам то, что пришлось им увидеть в оккупированном Витебске. Тысячи евреев стали здесь жертвой фашистского геноцида – невиданных унижений и издевательств, а потом тотального уничтожения.
Столетиями были они значительной частью населения этого древнего города. По предвоенной перепис ...
Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы
Движение началось с выступления студентов и учащиеся средних школ Пекина, собравшихся 4 мая 1919 г. на центральной площади столицы Тяньаньмэш. Они провели митинг и демонстрацию протеста, требуя отказа от подписания мирного договора, возвращения Шанадуна Китаю, аннулирования “21 требования”, защиты национального суверенитета, отставки ...