В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов.
В дошедших до нас письменных источниках IX–X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских городов, но учёные считают, что значительно больше.
Названия древнерусских городов в основном славянские: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Новгород. К концу XII века на Руси существовало уже 238 городских поселений.
Место для города выбиралось из соображений его безопасности. Укреплённая часть поселения (кремль) располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, то есть на низменность, к реке.
Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищённого детинца (центральной части) и торгово-ремесленного подола – части менее безопасной, но зато более удобной.Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X – начале XI веков. Именно тогда родились слова, обозначающие городское население: горожанин, гражданин.
Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имели не каменные, а деревянные укрепления. Вот почему наши предки говорили не «построить город», а «срубить». Городские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные землёй, которые представлялись один к другому, образуя заградительное кольцо. От этого и слово «город» имело в те времена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт.
Чтобы попасть в такое поселение, нужно было пройти через ворота. Количество ворот зависело от размеров города. Так, в Киеве было пять ворот. Главные, самые красивые, – Золотые. Над ними даже была сооружена так называемая надвратная церковь.
Сколько легенд связано с Золотыми воротами! Чтобы показать свою силу, враг рвался именно к этим воротам, а не к другим. Через эту «дверь» в город в самой торжественной обстановке въезжали наиболее почётные гости.
В детинце находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располагалась библиотека, работали переписчики. Здесь «сажали на стол» князя. Наконец, храм всегда был последним рубежом городской обороны. В общем, это действительно было главное здание, сердце города.Жители Новгорода так и говорили: «Где святая София (главный новгородский храм) – там и Новгород».
Не менее важной частью города являлся торг. Обычно ряды окружали кремлёвские стены и были как бы связующим звеном между властью и простым народом, живущим в посаде. Однако торговая площадь была местом не только оживлённым, но и неспокойным. Поэтому на ней строили церковь, само присутствие, которой сдерживало страсти. Кроме того, церкви принадлежал контроль за правильностью мер и весов – в таких храмах хранились торговые мерила.
Ярославль гораздо старше Москвы (первое упоминание в летописи относится к 1071 г., а основан он около 1010 г. знаменитым киевским князем Ярославом Мудрым). Долглое время был центром самостоятельного княжества, в конце 15 века вошёл в состав Московского Великого княжества. В 17 веке – крупный торговый центр: через него проходила сухопутная дорога из Москвы в главный порт тогдашней России – Архангельск. В это время город прославился своими храмами – здесь сложились самобытные школы каменного зодчества и настенных росписей. В 1750 г. актёром Фёдором Волковым здесь создан первый русский профессиональный театр.
Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, расположенных на севере и востоке от Москвы. Построен в 1010 году на берегу реки Волги ростовским князем Ярославом Владимировичем Мудрым. На правобережье Волги, у слияния с ней реки Которосли, начиналась многовековая история Ярославля. Почти тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо–Восточной Руси – Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его «во свое имя». Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители – потомки угро–финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, – занимались рыболовством и охотой. По преданию, князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру». Ярославль был призван стать оплотом княжеской власти, центром христианизации и дальнейшей феодализации Верхневолжского края. В то время Верхнее Поволжье входило в состав Древнерусского государства со столицей Киевом.
Японские силы на театре
военных действий
Японцы 23-го января/6 февраля 1904 в 14:00 по токийскому времени был отдан приказ о мобилизации Гвардейской, 2-й и 12-й дивизий, а так же крепостей Цусима и Хакодате. Дивизии эти вошли в состав 1-й армии, бывшей под начальством Куроки, которая уже 1-го февраля начала свою посадку на суда. 9-го марта были развернуты 2-я и 12-я резервные ...
Создание Советского государства и права в первый период после Великой
Октябрьской Социалистической революции. Слом временного
буржуазного и создание советского государственного аппарата
Первая задача любой революционной власти – предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражат ...
Усиление нажима на кальвинистов в 20-е – 60-е гг. XVII в.
20-е годы XVII века прежде отмечены завершением Религиозных войн. французские кальвинисты – гугеноты - были сторонниками швейцарского церковного реформатора Жана Кальвина, выступавшего, как и Мартин Лютер в Германии, против догматов Католической церкви. Большинство протестантов являлись выходцами из «третьего сословия» – провинциальной ...