Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки). Князь Ярослав повелел возвести на нем деревянные стены с башнями. Отсюда за многие километры было видно приближение караванов торговых судов или разбойных вражеских людей. В период распада Древнерусского государства (XII в.) Ярославль – небольшой сторожевой пункт на беспокойной окраине обособившегося Ростово–Суздальского княжества, волжский форпост своего старшего брата – Ростова Великого. Но уже в 1218 году он стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества.
В Рубленом городе – резиденции князя – строятся деревянные палаты, церкви, жилые дома. Появляются и первые каменные сооружения, нарядные величественные храмы в кремле и в загородном в то время Спасо-Преображенском монастыре.
Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. В память об одном из них – 3 июля 1257 года – невысокая гора за Которослью зовется Туговой, что в переводе со старославянского языка означает Скорбная. На ней похоронены наши предки, погибшие в борьбе за независимость Родины.
Выступления отдельных городов и княжеств против ордынских захватчиков кончались неудачами из-за раздробленности Руси. Только в конце XIV столетия московскому князю Дмитрию удалось собрать большую рать и дать сражение поработителям. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге объединенных русских войск. В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав великого княжества Московского. Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами. Был возведен новый Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную княжескую церковь XIII века, начал создаваться прекрасный ансамбль каменных зданий, украшенных фресковой живописью, в богатом Спасо-Преображенском монастыре. Основное ядро посадов, окружавших Рубленый город, обнесли земляным валом (позднее укрепленным боевыми башнями). За чертой Земляного города возникли торгово-ремесленные слободы – Коровники, Толчково, Стрелецкая, Ямская Их названия связаны с занятиями местного населения.
В XVI–XVII веках Ярославль – важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока (по Волге) и Европы (через Архангельск – единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свои «подворья», откуда они направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше – в Персию (Иран).
Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране, Волга изобиловала рыбой, огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве, по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве.
XVII столетие – поистине «золотой век» ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами. В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. Артели ярославских каменщиков–зодчих работали не только в родном городе, но и в Москве, Вологде и дальше – от Новгорода до Астрахани. Ни один русский город не имеет такого количества прекрасных произведений средневековой стенописи. Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, охоту, строительство храмов, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты и тем самым показывали жизнь Руси во всем ее многообразии.
Начало царствования
Николая I
Вступление Николая I на престол было чистою случайностью. Но, не имея серьезных занятий, великий князь каждое утро проводил по несколько часов во дворцовых передних, теряясь в толпе ждавших аудиенции или доклада. При нем, как при третьем брате, не стеснялись; великий князь мог наблюдать людей в том виде, как они держались в передней, т. ...
Отношение общества к отмене Нантского эдикта
Насколько преследование гугенотов было делом популярным во Франции, можно видеть из языка, которым говорили о нем знаменитейшие писатели того времени, не только духовные, но и светские.
Боссюэт называет уничтожение гугенотства во Франции «чудом наших дней». «Возьмите священные ваши перья, — восклицает он, — вы, которые пишете летописи ...
Хронологические рамки, задачи культурной революции и способы их реализации
Культурная революция социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры – высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры.
Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в ...