Критикуя Брюннскую национальную программу социал-демократии Двстрии 1899 г., Бауэр подчеркивал, что "основным недостатком этой программы является тот факт, что национальный вопрос в Австрии рассматривается изолированно от исторического положения и исторической роли пролетариата". Этот и другие, по его мнению, недостатки национальной программы австрийской социал-демократии, Бауэр попытался исправить в своем фундаментальном сочинении. Он считал, что Австрия должна быть преобразована в демократическое союзное государство национальностей, в котором для представителей той или иной национальности должны быть созданы национальные автономные самоуправляющиеся общины. При этом Бауэр весьма наивно полагал ограничить права национальных сообществ областью культуры, ратуя за "объединение всего культурного человечества для общего господства над природой".
Таким образом, в оценках национального вопроса Бауэр исходил из традиционных марксистских постулатов об отмирании в будущем наций и нецелесообразности дробления существующих государств национальностей (Бауэр, правда, критиковал Энгельса, считавшего в середине XIX в. невозможным для "неисторических" наций создание собственных государственных объединений). Очень раздражающе выглядит в труде Бауэра заимствованное у Гегеля положение о "неисторических нациях", к которым тот относил народы, лишенные в силу тех или иных причин, собственной государственности: чехов, хорватов, словенцев и др. И, хотя Бауэр и оговаривался, что "неисторическими мы называем эти нации лишь в том смысле, что в эпоху, когда только господствующие классы являлись носителями национальной культуры, они не имели своей национальной и культурной истории", даже само употребление этого термина к той или иной нации или народности как бы ставили на них печать неполноценности.
Наиболее сложным для Австро-Венгрии был, по мнению Бауэра, чешский вопрос. Он детально рассмотрел соотношение немецких и чешских секторов в Богемии, резко возражая против преобразования социал-демократической организации Австрии в некий консорциум национальных партий, как это предлагали чешские социалисты. Бауэр считал, что, несмотря на активизацию сепаратистских настроений в начале XX в., славянские народы Не представляют реальной угрозы распада Австро-Венгрии изнутри.
Бауэр и Реннер исходили из неверного, как показало время, постулата о возможности преобразования государств национальностей в содружество наций в эпоху социализма. Бауэр указывал, что окончательное решение национального вопроса должно произойти в условиях социализма, когда состоится "объединение культурного человечества", в рамках автономных национальных общин, в которых люди смогут сполна использовать свои культурные и национальные ценности. В этом и заключалась суть концепции "культурно-национальной" автономии австрийской социал-демократии. В ее основе лежал расчет на возможность решения национального вопроса в рамках Австро-Венгрии.
Концепция культурно-национальной автономии, разрабатывавшаяся лидерами австрийской социал-демократии, Реннером и Бауэром в первую очередь, представляла собой попытку перестроить национальные государства и государства национальностей в конгломерат общин, члены которой должны были быть связаны общностью национальности, точнее - общностью национальной культуры. При этом австрийские социалисты не проводили четкой разграничительной грани между разделением народа на национально-культурные общины и правом наций на самоопределение. Получалось, что эти два процесса должны идти параллельно, но при этом австромарксисты считал нецелесообразным и даже опасным распад существующих государственных образований. Таким образом, достижение полного самоопределения наций было в их устах в первую очередь идеологической посылкой. Реально и Бауэр и Реннер выступали против национального, особенно чешского, сепаратизма, отстаивая интересы немецкого национального элемента в империи.
Другие мнения по поводу мотивации
Мотивы «Аль-Каида» были тщательно проанализированы различными сторонами, включая политиков, учёных, комментаторов СМИ и журналистов. В своей речи в 2001 году Джордж Буш обрисовал мотивы террористов следующим образом: «Они ненавидят… демократически избранное правительство… они ненавидят нашу свободу — нашу свободу религий, нашу свободу с ...
Основные направления столыпинской аграрной политики. Разрушение
общины и развитие частной собственности
Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.
Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следов ...
Участие вятчан в феодальной войне 1432-1453гг
Великий князь московский Василий II сын Василия I сел на московском столе в 1425г. И правил до 1462г.
Василий II согласно двум договорным грамотам от 11 марта 1428г. отдаёт "Вятку со слободами и всеми метами" (Собрание государственных грамот и договоров Т.1, М., 1813, с. 86-90), своему дяде Юрию Галицкому в удел. В свою очере ...
