Социал-демократы представили широкую программу реорганизации Австрии и Судет, в первую очередь, в духе "национальной автономии". Программа предполагала совмещение демократических преобразований (всеобщее, равное и прямое избирательное право) с реорганизацией административного деления страны в духе территориальной автономии для отдельных национальностей. Особо был оговорен принцип "защиты национальных меньшинств в областях со смешанным населением". Судетские социал-демократы подчеркивали, что выступают с позиции полного равноправия наций Австрии, признавая за ними те же права, что они требовали для немцев. При этом судето-немецкие социалисты протестовали против требований чешских националистов причислить Судетские земли к чехословацкому национальному государству. По мнению Зелигера, попытка осуществить эту идею на практике " .вызовет сильнейшее восстание всех немцев в Судетских землях .". Зелигер и судето-немецкие социал-демократы подчеркивали, что следуют положениям Брюннской национальной программы 1899 г., хотя реально в большей степени здесь были задействованы идеи Бауэра-Реннера о совмещении принципов территориальной автономии и персонального принципа. Речь на конференции шла преимущественно об административно-территориальных и политических (демократических) преобразованиях. Проблемы культурно-национальной автономни на первый план не выдвигались. Брюннская 1917 г. программа разрешения национального вопроса явилась идейной основой в определении политической линии партии в период борьбы за самоопределение судето-немецких районов (октябрь 1918 - август 1919 г.). Брюннская конференция 1917 г. была первым совместным форумом всех региональных социал-демократических организаций Судетских земель, который заложил основы их взаимодействия в борьбе за самоопределение Судет и за разрешение национального вопроса в рамках чехословацкого государства.
Помимо "Программы демократической автономии", разработанной судето-немецкими социалистами, были сделаны попытки выработать совместную программу от лица социал-демократических организаций Австрии различных национальностей. Так, левые представители немецко-австрийской, чешской и польской социал-демократии выдвинули свою программу, так называемую "Национальную программу левых", ратуя за преобразование Австро-Венгрии в федерацию из семи национальных областей: немецкой, чешской, польской, украинской, югославянской, итальянской и румынской. Программу поддерживал и Бауэр. Однако в условиях приближающегося крушения Австро-Венгрии национальные организации социал-демократии, в том числе и судето-немецкие социал-демократы, были вынуждены переориентироваться в сторону отстаивания интересов своей собственной нации.
Таким образом, в период II Интернационала немецкая национальная проблема исследовалась теоретиками международной социал-демократии в тесной связи с разработкой национальной проблематики в Австро-Венгрии, на Балканах, в России. Ведущими разработчиками теории национально вопроса выступали австрийские социал-демократы, О.Бауэр и К, Реннер. Главными принципами, на которых последним виделось возможным решение национальных вопросов было сохранение крупных многонациональных образований, монархии Габсбургов, в первую очередь, провозглашение неравномерности исторического развития передовых, немецкой, в первую очередь, и "неисторических" наций.
Немецкий национальный вопрос в богемских землях, проблема немецко-чешских взаимоотношений стояли в центре внимания теоретиков австромарксизма, выступая преимущественно, в качестве одного из основных примеров, на которых строились их рассуждения. Бауэр и Реннер отрицали возможность выделения чешских земель из состава Австрии, считали богемские территории неотъемлемой частью Немецкой Австрии. Они не при-емлили принцип самоопределения наций Австро-Венгрии. На сегодняшний день по прежнему существуют две основные крайние точки зрения по вопросу о перспективах развития многонациональных государств (государств национальностей): неизбежный распад на национальные государства или возможность сохранения и модернизации многонациональных государств. Бауэр и Реннер до 1918 г. выступали с безусловной поддержкой второй точки зрения, исходя, в частности, из традиционного марксистского постулата о централизаторских тенденциях капиталистического хозяйства, о возможности социалистических преобразований лишь в рамках больших экономических областей. В отношение Австро-Венгрии эти расчеты оказались ошибочными. В тоже время, как показывает история, далеко не все многонациональные государства нежизнеспособны. И в этом отношение крайне важным представляется концепция культурно-национальной автономии Бауэра-Реннера, которая показывает пути совместного существования нескольких наций в рамках одной государственной области. Однако применительно к немцам и чехам эта формула не сработала. После Первой мировой войны ведущие теоретики австромарксизма были вынуждены переориентировать свои национальные схемы, приспособив их к новым реалиями, созданным Версальской системой.
Предпосылки, причины и
характер русско-японской войны. Предпосылки русско-японской войны
После того как в результате победы в войне с Китаем в 1894-1895 гг. Япония по мирному договору приобрела Ляодунский полуостров, Россия, выступив единым фронтом с Францией и Германией, вынудила Японию отказаться от этой части китайской территории. В 1896 г. был заключен русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. Кита ...
Результаты и последствия опричного террора
В оценке событий данного периода все историки единодушны. В течение 7 лет, с 1965 по 1572 гг., в Московском государстве пылал «пожар лютости», унесший тысячи человеческих жизней. Жертвами опричного террора стали и боярско-княжеское, и дворянско-помещичье сословие. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, и мелкого служил ...
Другие мнения по поводу мотивации
Мотивы «Аль-Каида» были тщательно проанализированы различными сторонами, включая политиков, учёных, комментаторов СМИ и журналистов. В своей речи в 2001 году Джордж Буш обрисовал мотивы террористов следующим образом: «Они ненавидят… демократически избранное правительство… они ненавидят нашу свободу — нашу свободу религий, нашу свободу с ...