Человек играет здесь самую пассивную роль: он нужен для того, чтобы скот не пошел по ветру, и для того, чтобы отогнать хищного зверя».[26]
Само собой разумеется, что такое хозяйство не могло способствовать появлению новых, более развитых форм производства. И это особенно тяжело переживали казахские просветители.
Вторым признаком, характеризующим собой своеобразие казахского общества, согласно из взглядам, была пассивность народа, его равнодушие и безучастное отношение к насущным политическим вопросам.
«Народ пассивен»,- неоднократно отмечали они. «Отсутствие разумного самозащищания и всякого рода пассивность» народа происходят «по причине не развитости»,- писал Ч.Валиханов в своей «Записке о судебной реформе»[27].
Все это вместе взятое дало им основание заключить, что казахское общество стоит еще на «низшей ступени», что «формы нашего общественного развития… находятся в безыскусственном периоде»[28]
Однако признание отсталости казахской общественной жизни ни на минуту не вызвало у них сомнений в том, что сам казахский народ способен к цивилизованному развитию. Напротив, они неоднократно утверждали, что казахи подают несомненные надежды на общественный процесс в будущем.
Изо всех инороднических племен, входящих в состав Российской Империи,- доказывал, например, Ч.Валиханов,- первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам- киргизам»[29]
Как вспоминают современники, «Валиханов… умел высоко ценить западную цивилизацию». Он «высоко ценил условия культурной жизни»,- отмечается также в 18 номере «Киргизкой степной газете» от 8 мая 1895г. То же самое подчеркивали в своих воспоминаниях и статьях его близкие друзья Г.Н. Потанин, П.П. Семенов –Тян-Шанский, Н.М. Ядринцев, А.Пыпин и другие.
Выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин проникновенно мечтал о том времени, когда «молодое поколение киргизов будет смотреть на язык и русскую грамоту, как на единственный язык культуры и знаний, пристрастится к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»[30]. В интересах осуществления этой своей мечты И.Алтынсарин предпринял и существенные практические шаги. Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.[31]
Великий казахский поэт просветитель Абай Кунанбаев, так же как Ч.Валиханов и И.Алтынсарин, выступил пламенным пропагандистом передовой русской культуры в среде своего народа. Он был первым переводчиком на казахский язык произведений И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В условиях господства в Казахстане феодально-монархической идеологии, когда ненависть народов к самодержавию распространялась на все русское и националисты пытались использовать эту ненависть в своих корыстных целях, Абай смело призывал свой народ приобщиться к русской культуре. «Русская наука и культура,- писал он,- ключ к осмыслению мира, и приобретая его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные и в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на это путь детей»[32].
Таким образом. Казахские просветители были последовательными поборниками дружбы казахского народа с русским, пламенными пропагандистами передовой русской культуры и науки в Степи. Борясь за приобщение казахского народа к передовой культуре России, просветители в то же время отнюдь не были склонны к идеализации русской общественной жизни вообще. Они были прекрасно осведомлены о внутренних противоречиях России, хорошо знали реакционную роль царизма, душившего всякую прогрессивную мысль и остро реагировавшего на малейшее проявление демократического движения. Согласно справедливым заявлениям современников, Ч.Валиханов, например, «искренне любил Россию, видел ее недостатки и вместе с лучшими людьми желал ее обновления».[33] Именно это превосходное знание отрицательных сторон царского самодержавно – крепостнического строя побуждало просветителей ориентироваться на прогрессивную Русь.
Сталин в 90-ые годы ХХ века.
Имя Сталина продолжает привлекать внимание как отечественной, так и зарубежной общественности.
В нашей стране и за рубежом выходят книги о Сталине, снимаются кинофильмы, в том числе видеофильмы в форме комиксов. Руководители нашей страны разрешили кинорежиссерам снимать фильмы "на натуре" (бывшие сталинские дачи).
Самой и ...
Промосковская и антимосковская партии Хлынова. Первые попытки Москвы покорить
вольную Вятку 1452 – 1456гг
Во второй половине XV века на Вятке образовались две партии: Промосковская во главе с земским воеводой Константином Юрьевым известным нам по героическому походу Сарай и антимосковская во главе с боярином Иваном … Мышкиным. Эти группировки в течении ряда лет боролись между собой за господство на Вятской земле. Есть предположение, которое ...
Оазисы
рыночной торговли России в первой половине 1930-х годов
Господствующей формой товарооборота в первой половине 30-х годов было нормированное распределение. Не случайно в ноябре 1930 г. Наркомат внутренней торговли был упразднен, а его функции переданы созданному Наркомату снабжения. Само понятие торговли потеряло смысл. Так, вместо продавца хлеба появился «хлеборез», главной задачей которого ...