Русско-японская война 1904-1905 годов стала одной из тех войн, политические последствия которых затмили их военное значение. С одной стороны, эта война стала одним из предвестников краха Российской империи, с другой стороны - именно она завершила формирование коалиции государств, десять лет спустя принявших участие в Первой мировой войне. Между тем именно здесь военные впервые столкнулись с феноменом позиционного фронта, протянувшегося на многие десятки километров.
Русско-японская война 1904-1905г.г. возникла в результате обострения борьбы между Россией и Японией за раздел отсталых полуфеодальных государств - Китая и Кореи.
Актуальность работы. Из любого события необходимо извлекать уроки. Какой урок нам, живущим через целое столетие после войны в Манчжурии и на Тихом океане, в которой, не исключено, участвовали наши деды-прадеды, может дать это событие и его результаты, когда дважды до неузнаваемости сменило свои облик и саму душу наше Отечество, когда новые несоизмеримые потери омрачают память? Да, какой урок? Важный! И не просто важный, а весьма своевременный. В январе 2004 года (27 января по старому стилю) исполнилось 100 лет со дня начала русско-японской войны 1904–1905 годов. Спор двух «империалистических» держав за чужую территорию не был «правым делом» ни для той, ни для другой стороны, но Россия заплатила за него не только жизнями и кораблями, но и отдала победительнице часть своей территории - южную часть Сахалина (до 1945 года). Разве мало в последние 10 лет мы слышали через некоторые российские СМИ призывов отечественных «общечеловеков» относиться к отжившему якобы русскому (и российскому) патриотизму как к «последнему убежищу негодяев» - в контексте с призывами «отказаться повсеместно» от защиты территориальной целостности и суверенитета России силой оружия? А развернутое в ельцинские времена огульное очернение нашей армии и боевой славы предков, вкупе с рецептами, как избегать призыва на действующую службу? И кто-то внимал, «мотал на ус», не обращая внимания на то, что бомбят не так Сербию, Афганистан, Ирак, как бомбят вокруг России, прозрачно намекая на возможность ее следующей очереди.
В то же время в странах двойного стандарта (едва не вырвалось: западной демократии) силовое решение проблем - обычное и нормальное дело. Там армия в почете у нации, ее окружают вниманием и заботой, не жалеют для нее наград и денег. Там главная военная доктрина - национальный эгоизм. У нас же до сих пор некоторые либеральствующие круги нет, нет, да и позволяют себе прекраснодушное «толстовство» и пытаются расслаблять все общество мыслью, что 1904 г. остался в столетней дали. Но урок-то для нас вечный! И мы будем недостойны памяти наших великих предков, если так и не выучим его наизусть.
Война стала результатом противоборства России и Японии на Дальнем Востоке. С постройкой Сибирской железной дороги (1891-1903) и Китайско-Восточной (1896-1898), прошедшей по территории китайской Маньчжурии, Россия утвердилась в качестве дальневосточной державы. Царское окружение во главе с самим Николаем II строило планы дальнейшей экспансии в Корее и Китае, у которого по договору 1898 года Россия арендовала Ляодунский полуостров с морской крепостью Порт-Артур. Поддерживаемая Англией и США, недовольными ростом русского влияния в регионе, Япония, противодействуя России, стремилась занять доминирующее положение в Юго-Восточной Азии. К военному конфликту шли обе стороны. Правящие круги России недооценивали военную мощь Японии. Они считали, что война с Японией будет прогулкой на Дальний Восток и предотвратит в стране развитие революции. В действительности же война, чуждая интересам русского народа, обернулась позорным поражением.
Мирные инициативы Советского союза. Внешнеполитическая деятельность Н.С.Хрущева
После осуждения на XX съезде КПСС сталинизма, процесс пересмотра позиций вызвал в правящих компартиях Европы политические разногласия. Пытаясь придать более коллегиальный характер политическому руководству, в каждой из стран Восточной Европы разделили высшие партийные, правительственные и государственные посты. Это было следствием полит ...
Ян Флеминг
ФЛЕМИНГ Ян Ланкастер (28 мая 1908, Лондон 12 августа 1965, там же), английский писатель. Из богатой аристократической семьи. Отец Яна, погибший в 1914 в сражении на Сомме, был другом У. Черчилля. Флеминг воспитывался в привилегированном колледже Итоне и Королевской военной академии в Сандхерсте, затем продолжил образование в университет ...
Студенчество как
социальная прослойка
Студенчество того времени представляло собой уникальный феномен стратографического устройства общества. Студент - это больше, чем учащийся высшего учебного заведения. По сути, это особый социально-антропологический тип, отдельное состояние экзистенции[3]. Именно в этот «период поиска идентичности» человек, незашоренный системными огран ...