Боевые действия на суше развертывались неудачно. Японская армия, используя бездействие командующего сухопутными силами А. Н. Куропаткина, отрезала Порт-Артур от остальной армии. Японцы предприняли несколько попыток взять крепость штурмом, но русский гарнизон отразил шесть генеральных атак в августе-декабре 1904 года. 50 тысяч русских сковывали здесь 200-тысячную японскую армию. Лишь 20 декабря 1904 года крепость была сдана.
С падением Порт-Артура исход войны был предрешен: в феврале 1905 года русская армия потерпела крупное поражение под Мукденом, а в мае близ острова Цусима в Японском море была уничтожена русская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественского, присланная на помощь защитникам Порт-Артура.
По мирному договору Россия потеряла южную часть острова Сахалин, переданную Японии. Авантюра самодержавия на Дальнем Востоке дорого обошлась стране, военные расходы превысили 3 млрд. рублей, на покрытие которых использовались крайне тяжелые внешние займы, на полях сражений было убито, ранено, захвачено в плен около 400 тысяч русских солдат. Эта война поучительна своеобразием стратегического развертывания главных сил обеих сторон и боевых действий с момента ее возникновения до генерального сражения под Ляояном.
Характер событий, развернувшихся в начале русско-японской войны, в значительной мере определялся ближайшими стратегическими целями, которые поставили перед собой воюющие стороны. Замысел русского командования был довольно отчетливо сформулирован главнокомандующим Маньчжурской армией Куропаткиным в докладной записке царю. «Важнейшей нашей задачей в начале войны, - писал он, - должно служить сосредоточение наших войск. Для достижения этой задачи мы не должны дорожить никакими . стратегическими соображениями, имея в виду главное - не давать противнику возможности одержать победу над нашими разрозненными войсками. Только достаточно усилившись и подготовившись к наступлению, переходить в таковое, обеспечив себе, насколько возможно, успех».
По мнению Куропаткина, русская армия могла начать решительные наступательные действия с целью вытеснения японцев из Маньчжурии и Кореи и высадки десанта в Японии не ранее чем через полгода после объявления мобилизации. Для выигрыша времени и обеспечения сосредоточения и развертывания сухопутных сил русское командование поставило перед Тихоокеанской эскадрой задачу - в самом начале войны завоевать господство в Желтом море и воспрепятствовать высадке японского десанта на побережье Азиатского континента.
Япония, планируя войну, ставила перед собой активные наступательные задачи. Она рассчитывала на явно недостаточную готовность России к войне, относительную немногочисленность ее войск на Дальнем Востоке и невозможность их быстрого увеличения из-за низкой пропускной способности Транссибирской железной дороги. Чтобы беспрепятственно перебросить войска на Азиатский материк и упредить русскую армию в стратегическом развертывании, японское командование, так же как и русское, решило завоевать господство на море. С этой целью нападение на русский флот предусматривалось произвести внезапно, без объявления войны. Таким образом, обе стороны ставили перед собой в качестве ближайшей стратегической цели завоевание господства на море и обеспечение беспрепятственного развертывания главных сил своих сухопутных армий на Маньчжурском театре военных действий.
Необходимость и значимость аграрных реформ в России
Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57 % населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигри ...
Василий Сталин.
Василий родился в 1921г. жизненный путь, пройденный младшим сыном Сталина во многом отличается от судьбы Якова. Василий был не только с детства "обласкан отцом" но вскоре и сам стал пользоваться привилегиями. Василий жил с отцом в Кремле и его повсюду, даже на занятия в школе сопровождала охрана. Если Сталин очень грубо и жест ...
Жизнь и творчество Абая Кунанбева (1845 -1904гг)
Выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай оставил своим потомкам небольшое по количеству , но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью т ...