Нет ни одной науки, которая
развивалась бы без знания феномена.
Даниил Бернулли
Ломоносов интересен нам прежде всего
как философ (перифраз).
П. Стретерн
Гений не укладывается в рамки
требований любой администрации,
будь она русской или не русской
Рюдигер Тиле
Начну я свое представление Михаила Васильевича Ломоносова с совершенно малоизвестного многим факта, нет, не его жизни, а жизни народа, которого он представляет. Этот факт сам по себе, я считаю, весьма потрясающим для государства, в форме которого мы недавно существовали – Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в рамках которого мы сегодня в урезанном виде продолжаем существовать – Российской Федерации (РФ).
18 ноября 1936 года за день до 225-летней годовщины со дня рождения М. В.Ломоносова главная газета "Правда" могучего государства ХХ столетия СССР, народы которого "навеки сплотила великая Русь", государства, во главе которого в качестве его первого руководителя стоял Иосиф Джугашвили, а в качестве второго - Лазарь Каганович, опубликовала передовую статью под названием "М.В. Ломоносов – гениальный сын великого русского народа". Кто готовил тогда этот материал к печати, я не знаю. Вполне возможно, что написана она была русскими доктором химических наук, профессором Б.Н. Меншуткиным или академиком С.И.Вавиловым или (? – В.С.) Г.Штормом, или ими всеми в соавторстве по заказу выше означенных первых лиц, и потому могу предполагать, что она (статья) была вначале на прочтении (цензуре) в Кремле. Статья начиналась словами: "Двести двадцать пять лет минуло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, великого сына русского народа, гениального ученого, основателя русской литературы, выдающегося борца за национальную самостоятельность и достоинство русской науки и литературы. Годовщина эта дает основание советской стране вспомнить с глубокой признательностью о человеке, чье наследство вошло ценной частью в железный (не в золотой, как это принято обычно говорить в подобных случаях, а в железный – В.С.) фонд русской и мировой культуры". Что мог тогда значить этот шаг в общей своей основе советских, но далеко нерусских людей? Особенно меня в этой фразе поражает словосочетание "железый фонд русской культуры", ибо звучит это как издевка, насмешка, а не действительное подтверждение заслуг первого восточнославянского интеллектуала супермирового класса – М.В.Ломоносова.
Далее в статье говорится: "Лишь много лет после его смерти выдающиеся ученые физики и химики пришли к заключению, что Ломоносов был гениальным ученым, и некоторые его открытия и гипотезы (какие же это были открытия и гипотезы, авторы не говорят – В.С.) предвосхитили то, к чему пришла впоследствии европейская научная мысль. Советская молодежь должна хорошо знать жизнь Ломоносова, потому что это был человек великой научной страсти. Его самоотверженная борьба за науку была одним из проявлений героических черт великого русского народа… Он стал великим реформатором русского языка именно для того, чтобы достижения науки стали понятны и близки народу". Сегодня ответить на вопрос: лукавила или была искренней тогда газета "Правда" и в ее лице И.В.Джугашвили и Л.М.Каганович в отношении М.В.Ломоносова – и легко, и нелегко, ведь со следующего года в стране этого самого "великого русского народа", "стране гениального сына русского народа М.В.Ломоносова" начался ужасный процесс массового уничтожения интеллектуалов именно того народа, который родил человечеству "гениального" Ломоносова, в том числе интеллектуалов мирового и супермирового класса. А все-таки, действительно, так ли уж велик был этот русский человек из народа – М.В.Ломоносов? Ответить словами из той статьи газеты "Правда" на данный вопрос, откровенно сказать, нельзя. Нечем! Значит, не был оценен тогда еще по-настоящему русским человеком, русской наукой, русским народом, русским (русским ли, восточнославянским ли? евразийским ли? туранским ли?) государством М.В.Ломоносов. О первых руководителях советского государства того времени я уже и говорить не хочу. Но именно в этом я вижу свою главную задачу.
Измена
Ещё в анналах цензоров 154 года до н.э. Кассия (лат. C. Cassius) и Мессалы (лат. M. Messalla) и консула в 133 году до н.э. Луция Пизона (лат. Lucius Calpurnius Piso Frugi) написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий - "целомудренна та, которой никто не домогался ...
Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее
яркий эпизод из стории Нерчинской
политической каторги
Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее яркий эпизод из истории Нерчинской политической каторги. Это были участники восстаний на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине в декабре 1825 г., а также примыкавшие к ним по политическим взглядам члены тайных обществ. Они выступали против крепостного права— ...
История Франции с XI по XV века. XI век как время
объединения средневековой Франции
В период развитого и позднего феодализма Франция играла почти исключительную, приоритетную роль во всех областях европейской жизни - экономической, политической, культурной.
Созданная Карлом Великим в IX в. империя Каролингов распалась. Наступил период феодальной раздробленности. К XI в. создаются внутриполитические и внутриэкономическ ...