Выше названной дате и достижениям "выдающегося" (?!) интеллектуала России – Михаила Васильевича Ломоносова в конце 50 – начале 60-х гг. ХХ столетия было посвящено немало книг, статей, речей и проч. и проч. Коснусь некоторых из них. Вот, например, "Речь на сессии Отделения физико-математических наук АН СССР, посвященной 250 – летию со дня рождения М.В.Ломоносова", произнесенная российским лауреатом Нобелевской премии Петром Леонидовичем Капицей – любимым учеником английского ученого Э.Резерфорда. Начинает он свой спич, посвященный "архангельскому мужику" (слова Петра Леонидовича – В.С.) М.В.Ломоносову таким образом: "Говорить о Ломоносове приятно, как приятно общение с одним из самобытных гениев в истории человеческой культуры. Говорить теперь о Ломоносове трудно, так как все мы со школьной скамьи вроде бы весьма хорошо знакомы с его образом и результатами его могучей деятельности. Трудно рассказать что-либо новое, так как уже в продолжение 200 лет жизнь и деятельность Ломоносова всесторонне изучались и обсуждались. Хотя некоторые стороны деятельности Ломоносова и критиковались, но все без исключения говорили о нем с громадным пиететом и признавали его колоссальное влияние на развитие нашей отечественной культуры – языка, литературы, образования, техники и науки. Большое прогрессивное значение Ломоносова признавалось в дореволюционное время, признается и теперь. Уже с прошлого века неизменно торжественно отмечались юбилейные даты его рождения и смерти. В наше время эти торжества (по случаю дней рождения и смерти, а не результатам деятельности ? – В.С.) принимают все более и более крупные, всенародные масштабы", - говорит П.Л.Капица. "Чем крупнее человек, - напоминает П.Л.Капица, - тем больше противоречий в нем самом и тем больше противоречий в тех задачах, которые ставит пред ним жизнь. Диапазон этих противоречий и является мерой гениальности человека. Противоречия как в самой натуре Ломоносова, так и противоречия, в которых протекала его жизнь, были исключительно велики. Трудно найти большее противоречие, в судьбе "архангельского мужика", живущего и работающего среди придворной верхушки и дворянского сословия, - говорит П.Л.Капица". Оказывается, согласно П.Л.Капице Ломоносов был гениален прежде всего "своими великими противоречиями". Петр Леонидович, видно забыл, что в 1745 году М.В.Ломоносов был избран профессором по кафедре химии Санкт-Петербургской академии наук, то есть был признан ее действительным членом, говоря современным языком – избран академиком, а в 1757 году становится ее канцлером, то есть вице-президентом. Людей такого высочайшего интеллектуального уровня в России того времени среди русских было всего два человека: М.В.Ломоносов (1711-1765) и В.К.Тредиаковский (1703-1768), кстати сказать, тоже выходец их небогатой семьи (только – В.С.) астраханского поповича. – Ломоносов, – продолжает П.Л.Капица, - был прогрессивным общественным деятелем, он видел необходимость народного образования и науки, боролся с суевериями и предрассудками, но для осуществления своей деятельности ему приходилось опираться на вельмож при дворе. Несмотря на свое мужицкое происхождение, он понимал необходимость лести и восхваления державных властителей и по-своему справлялся с этой задачей. (И тут же - В.С) Яркостью своих личных качеств он снискал дружбу и покровительство наиболее влиятельных вельмож того времени – Шувалова (П.И. и И.И.Шуваловых – соответственно, говоря современными понятиями, министра обороны и канцлера России и фаворита императрицы - В.С), Воронцова (министра иностранных дел – В.С.) и Орлова". И это почти все то доброе, что мог выдавить из себя "сын военного инженера" П.Л.Капица (там же, с.325), выросший как выдающийся ученый на идеях работы М.В.Ломоносова "Физические размышления о причинах теплоты и холода", впервые выполненную им в 1744 году и опубликованную в "Novi Commentarii Akademae scientiatrum imperialis Petropolitanae" (т.1, СПБ., 1750, с.206-229) в 1750 году.
Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.
С середины 80-х годов в отечественной литературе появилась тенденция расчленить понятия: Сталин, сталинщина, сталинизм.
Под сталинизмом подразумевают те идеи, принципы, которыми руководствовались Сталин и его окружение в совей повседневной практике породившей сталинщину.
Суть сталинщины в том, что Сталин прежде всего воспринимал иде ...
Значение брака в
Древнем Риме
Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объедин ...
Феодально-зависимое население
Крестьяне Новгородской земли, отбывавшие различные повинности в пользу «Господина Великого Новгорода», назывались смердами. Они объединялись в сельские общины, называемые погостами. Смерды были лично свободны и имели право переходить от одних землевладельцев к другим. В своих погостах они пользовались самоуправлением, собирались на сход ...