19 ноября 1961 года Москва вновь торжественно (еще более торжественнее, чем это было в 1936 году!) отметила теперь уже дату 250-летия со дня рождения "гениального сына русского народа". Взятые в кавычки слова – это рубрика все из той же газеты "Правда", только за 19 ноября 1961 года. Если сопоставить эту группу слов с названием статьи о Ломоносове за 18 ноября 1936 года, можно увидеть, что из данного словосочетания "великого русского народа" слово "великого" уже исчезло. Я полагаю, что это был симптом. И не простой. В номере выступили лауреат Сталинской премии 1952 года академик А.Топчиев со статьей под названием "Бессмертие", академик Л.Шевяков со статьей "Его идеи опередили столетия" и лауреат Сталинской премии 1952 года за книгу "Михаил Васильевич Ломоносов" А. Морозов.
Вот что писал в своем "газетном труде" специалист в области нитрования, галогенерирования, алкилирования и полимеризации углеводородов, кремнийорганических соединений и промышленному катализу академик А.Топчиев (1907-1962): "Михаил Васильевич Ломоносов – вдохновенный мыслитель, слава и гордость русской науки, ее основоположник, поднявший мировое естествознание на новую ступень. Мировая наука обязана Ломоносову величайшими открытиями, которые предопределили развитие естествознания на столетие вперед вплоть до наших дней. Его научное наследство по сей день, на протяжении двух веков, питает науку. Ломоносову принадлежит открытие всеобщего закона природы – закона сохранения вещества и движения. Он заложил прочный фундамент отечественного языковедения. Идеи (какие? – В.С.) Ломоносова бессмертны. Наука не откажется от этих идей. Пусть же живут, растут и побеждают ломоносовские традиции нашей науки!" И это в статье А.Топчиева "Бессмертие" о М.В.Ломоносове – "гениальном сыне русского народа" ("великого русского народа" – по формулировке газеты "Правда" за 18.11.1936 г.) – ВСЕ! .
Из статьи "Его идеи опередили столетия" академика Л.Шевякова (1889-1963) – выдающегося специалиста в области горнопромышленного дела страны я вообще ничего более или менее значительного о М.В.Ломоносове не мог вычитать.
Из статьи А.Морозова "Радетель наук приращения" я выделил только это: "Пожалуй, нигде во всей тогдашней России так не ценили грамоту и "книжную премудрость", так не тянулись к ней, как на Беломорском севере. Огромный народный опыт, народный практический ум и тяга к знаниям как бы воплотились в Ломоносове. В лице его русский народ впервые (впервые ли? – В.С.) с необычайной силой раскрыл свои потенциальные возможности, показал свою способность и остроту в науках. "Ум человеческий, - приводит А.Морозов слова А.С.Пушкина, - по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем". Должен сказать, что эти слова А.Морозова меня весьма "сильно" впечатлили, ибо они могут помочь по-иному взглянуть на личность действительно гениального сына действительно великого русского народа – великорусского народа. А вот этот отрывок из А.А. Морозова поможет разобраться в личности великого русского математика начала XVIII века Леонтия Филипповича Магницкого (и его современных последователей), "Арифметику" которого М.В.Ломоносов, наряду с "Грамматикой" другого великого русского ученого XVII столетия языковеда Милетия Смотрицкого, растворившегося в Польше, назвал "вратами" своей "учености". "Ломоносов осуждал "пугливых невежд" – из числа людей грамотных, гасителей света и врагов разума, препятствующих "наук приращению".
Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
Февральская революция сделала Россию одной из самых свободных стран. Формально перед ней открывались уже проторенные историей пути развития буржуазной демократии западноевропейского типа. Достаточно весомые предпосылки для такого варианта развития создавал блок либеральной буржуазии, возглавляемый партией кадетов, с революционно-демокра ...
Ян Флеминг
ФЛЕМИНГ Ян Ланкастер (28 мая 1908, Лондон 12 августа 1965, там же), английский писатель. Из богатой аристократической семьи. Отец Яна, погибший в 1914 в сражении на Сомме, был другом У. Черчилля. Флеминг воспитывался в привилегированном колледже Итоне и Королевской военной академии в Сандхерсте, затем продолжил образование в университет ...
Особенности цивилизационного развития России в конце 19 начале20 вв.
Революция 1905 г. и реформы в Росси в начале 20 в.
В результате капиталистического развития России, ускоренной монополизации ее экономики в сложных условиях многоукладности и искусственного сдерживания государственной властью развития рыночных отношений в стране обострились старые проблемы и возникли новые. Тяжелое положение рабочего класса, нерешенность аграрного и национального вопрос ...